Найти тему
Серебряный Месяц

"Не читать, не подражать и мяса не есть!" (Под таким девизом жил и работал большой талант Серебряного века Паоло Трубецкой)

Оглавление

Почему русским людям так близка Италия, а итальянцы с удовольствием едут навстречу приключениям в Россию? Широта души, эмоциональность, понимание сути красоты - эти черты характера, пожалуй, объединяют русских и итальянцев.

Приключения русского князя в Италии

Отец будущего знаменитого скульптора князь Петр Петрович Трубецкой служил России по внешнеполитическому ведомству, и был направлен в Италию по дипломатическим делам пару лет спустя после того, как государь Александр II отменил в России крепостное право. Дух вольности обуял князя в чудесной Флоренции, где в гостинице он случайно познакомился с американской вокалисткой по имени Ада, да так и остался жить-поживать с ней на купленной по случаю их женитьбы вилле, названной в честь поющей супруги.

Папа - князь Петр Трубецкой
Папа - князь Петр Трубецкой

Мама - певица Ада Винанс из Америки
Мама - певица Ада Винанс из Америки

Чудесный уголок природы на красивейшем итальянском озере способствовал рождению крепких сыновей, которые поначалу носили вымышленную фамилию Shtaal, т.е. были соответственно синьорами Пьером, Паоло и Луиджи Сталями, как переводится фамилия, придуманная князем Петром Петровичем для лучшей маскировки.

Паоло Шталь. Он же Паоло Трубецкой в детстве.
Паоло Шталь. Он же Паоло Трубецкой в детстве.

Зачем было маскироваться? Все-таки, в России осталась столь же большая семья, состоящая из брошенной супруги княгини Варвары Трубецкой и троих деток. Да плюс к тому, Царь-Освободитель сказал свое весомое монаршее слово в защиту семейной верности и порядочности, объявив, что подобные семейные метаморфозы с князьями крайне нежелательны. Как и сам князь нежелателен на российской земле. Вот и остался Петр Трубецкой жить-поживать в Италии, через какое-то время все же сумев переписать метрики и восстановить родовую фамилию для сыновей.

Мама Ада с тремя сыновьями
Мама Ада с тремя сыновьями

Воинствующий вегетарианец

Старший из них Петр стал художником, младший Луиджи - инженером, а вот Паоло поначалу метался, поскольку отец видел его технарем или военным, но материнская линия на художественное образование взяла верх и Павел-Паоло начал лепить. Лепил он легко, много и с удовольствием. А вот учился немного, бессистемно и без особого желания.

Вилла Ада, которую пришлось продать из-за безденежья
Вилла Ада, которую пришлось продать из-за безденежья

А тут еще определенные семейные неурядицы привели к разорению семейства, и сыновьям надо было вступать в самостоятельную взрослую жизнь. Паоло выбрал работу на фермах, во время которой удавалось и деньжат каких-никаких заработать, и за животными понаблюдать в различных ситуациях, что потом очень помогло молодому скульптору найти свою нишу, став художником-анималистом.

Илья Репин, Элин и Паоло Трубецкие. Кличка собачки неизвестна.
Илья Репин, Элин и Паоло Трубецкие. Кличка собачки неизвестна.

Кстати, он настолько любил коров, бычков, овечек и козочек, что не мог допустить того, что из этих милых животных сделают котлеты и отбивные. Паоло был строгим вегетарианцем. Причем вегетарианцем воинствующим. Обладая даром убеждения, он сотни людей привел на путь неупотребления мясных продуктов, считая популяризацию и продвижение растительной пищи для человека одним из своих предназначений по жизни.

А книг я принципиально не читаю - я познаю все сам на практике...

С другим предназначением было еще понятнее и очевиднее. Сумев сделать себе имя талантливого скульптора в Италии, он приезжает в Россию уже известным художником, а несколько российских работ делают его одним из наиболее востребованных и знаменитых мастеров лепки. Представители дома Романовых, художники, писатели, даже простые извозчики - русские люди интересовали Паоло Трубецкого, открывая ему русские лица и русский характер.

"Московсий извозчик." Одна из первых работ мастера в России
"Московсий извозчик." Одна из первых работ мастера в России

Все, кто был знаком с Паоло, отмечали его широту души, открытость, чувство юмора и абсолютную честность. Он не читал книг, и честно в этом признавался даже великому Льву Толстому. "Матерый человечище" настолько полюбил и подружился со своим итальянским гостем, что, не жалея времени, позировал ему для скульптурных портретов (а их Трубецкой сделал несколько - и сидячего Льва Николаевича, и стоячего, и даже едущего на лошади). Толстой приглашал Трубецкого и в свой московский дом, и в Ясную Поляну, где они много и с удовольствием беседовали и катались на лошадях.

Два ярых вегетарианца на конной прогулке
Два ярых вегетарианца на конной прогулке

Возникает вопрос - а как же итальянский русский (или русский итальянец) мог учить своих учеников, ведь по приглашению князя Львова, заведующего Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, Паоло Трубецкой стал преподавателем этого уважаемого учебного заведения, а в класс Мастера записалось целых 40 человек?!

38 слушателей могут быть свободны. А с двумя я поработаю.
38 слушателей могут быть свободны. А с двумя я поработаю.

Говорят, что 38 из них вскоре были отчислены, а из двух, как говорил Трубецкой, могло что-то получиться, если

"они будут чувствовать, что там, где мускул, должно быть мягко, там, где кость - жестко. И этому научить нельзя. Это дано или не дано..."

Величайший памятник, которому не находят места

Выиграв конкурс на право выполнения памятника Александру Третьему, скульптор погрузился в этот проект настолько глубоко, что выполнил просто титаническую работу. Не видя человека, не будучи, в силу понятных причин (Царь-Миротворец умер в 1894 году, а Трубецкой приехал в Россию в 1897-ом) с ним знакомым лично, художник по фотографиям, рисункам, воспоминаниям знакомых с царем людей добивается абсолютного сходства и лица, и фигуры государя, находит уникальное композиционное и световое решение, расположив конный памятник на массивном ступенчатом постаменте, который выполнил другой наш великолепный мастер Федор Шехтель.

Величественный памятник могучему царю
Величественный памятник могучему царю

Фигура мощного царя на крепкой кряжистой лошади настолько четко и продуманно вписалась в центр Знаменской площади, что, как и обещал мастер, стала одним из лучших композиционных решений в мире. То, что вокруг памятника возникли споры, а позже, при большевиках - клоунские хихиканья, пусть никого не смущает. Главный оценщик и приемщик работы - вдовствующая императрица Мария Федоровна, всю жизнь прожившая с любимым мужем, сказала "Супер!" И этим сказано все.

Памятник, прошедший через многие испытания, через глупые издевательства демьянов, не помнящих родства, через блокаду Ленинграда, сейчас нашел пристанище во дворе Мраморного дворца.

Не худшее место. Но и не лучшее.
Не худшее место. Но и не лучшее.

Конечно, многое теряется из-за стесненности расположения, из-за нюансов, которые бы никогда не допустил Паоло Трубецкой, но это все же лучше, чем ничего. Хотя на Знаменской площади (ныне - пл.Восстания) шедевр Паоло Трубецкого смотрелся бы совсем замечательно.

Голова Дуче на дне итальянского озера

Полтора десятка лет в России для столь мобильного человека, каким был Паоло Трубецкой - это очень много. Постоянные поездки, знакомства, скульптурные портреты, живописные работы - жизнь мелькала словно в калейдоскопе.

Зима. Париж.
Зима. Париж.

После российского периода почти десятилетие он жил в Америке (годы Первой мировой как раз пришлись на это время), потом переезжает во Францию, еще позднее - снова в Италию. Везде с ним стремятся познакомятся известные люди, добившиеся успеха в своем деле. Трубецкой одинаково успешно выполняет портретные работы Франклина Рузвельта и Бенито Муссолини, Бернарда Шоу и Исаака Левитана. Он далек от политики, ему интересны личности.

Паоло Трубецкой работает. Бернард Шоу позирует.
Паоло Трубецкой работает. Бернард Шоу позирует.

В 1927-ом году уходит в лучший из миров его спутница жизни, шведка Элин, которую Паоло очень любил. Бернард Шоу пишет другу утешительные строки

Ты свободен, но что за ужасная вещь такая свобода! Поздравить вдовца со свободой, это все равно, что поздравить ребенка с тем, что он потерялся.
Паоло потерялся и растерялся
Паоло потерялся и растерялся

И Паоло действительно потерялся и растерялся. Неожиданно на горизонте стареющего мастера появляется некая коварная обольстительница из Туманного Альбиона. Этакая леди Винтер, которая правдами и неправдами добившись замужества с Паоло, на следующий день закрывает перед ним дверь спальни (этакий вариант нашей истории Блока и Любови Менделеевой, только в роли невостребованной супруги остается муж), и не открывает до самой смерти художника, которая случилась в феврале 1938 года. Круг бытия замкнулся там, где была поставлена первая точка. 72 года яркой жизни, начатой в Италии и в Италии завершенной.

Младший брат Луиджи, с которым Паоло в последние годы жизни жил в одном доме, бережно хранил архивы и наследие художника. Но фашисты в самом конце войны успели "отметиться" и здесь. Обозленные расстрелом двух своих офицеров итальянскими партизанами, они проводят карательную операцию, в ходе которой многие работы мастера предаются огню. Фашисты есть фашисты.

Дуче Бенито Муссолини. Рыбки оценили работу мастера.
Дуче Бенито Муссолини. Рыбки оценили работу мастера.

И даже голова Муссолини, которую в свое время вылепил Паоло, не защитила часть его наследия. Не защитила во время войны, так, тем более, может навредить и после - поэтому бюст отправился на дно озера, где радует местных рыбок, приобщающихся к высокому искусству.