В прошлой статье упоминалась Ниоба - дочь Тантала и сестра Пелопа. Её многочисленное потомство было истреблено Аполлоном и Артемидой по просьбе их почтенной матушки Лето. Но не всё. Старшая и самая умная дочка Мелибея взмолилась Лето и получила помилование, после чего стала именоваться Хлоридой, так как, находясь на волосок от гибели, стала от страха бледно-зелёной.
Впоследствии она вышла замуж за царя Пилоса Нелея и была почти столь же плодовита, как её мать, но в отличие от последней, рожавшей девочек и мальчиков в строгой последовательности, производила на свет одних сыновей, за исключением дочки Перо. И за исключением этой же дочки Перо и сына Нестора, все её дети также были перебиты, но в этом случае не обиженными богами, а разъяренным Гераклом. Нелей, видите ли, посмел отказать ему в очищении от убийства Ифита - сына Нелеева гостеприимца Эврита. Надо понимать, что гостеприимство - проксения - было священным и передавалось по наследству. Яркий пример этого дан в "Илиаде", когда на поле боя сошлись Диомед и Главк. Перед тем, как изрубить друг друга в окрошку, противники вступили в светскую беседу и выяснили, что дед Диомеда Ойней был гостеприимцем деда Главка Беллерофонта. О битве больше не было речи - давешние враги побратались и обменялись доспехами, причём Диомед выменял свои медные на Главковы золотые, но это так, деталь.
Однако Геракл и слышать не хотел ни о какой проксении. Обидчивый, как Лето и свирепый, как её дети, он истребил всё потомство Нелея, кроме отсутствующего сына Нестора и не проживавшей в родительском доме замужней дочери Перо. Таким образом, Мелибея-Хлорида в этом печальном пункте в точности повторила судьбу своей матери - ведь у неё, Мелибеи, также имелся выживший брат Амикл. Сам же Нелей или погиб вместе с сыновьями, или каким-то чудом спасся и переехал в Коринф, где позже и скончался. В первую версию верится больше. Во-первых, хитрый царь Коринфа Сизиф никому не показывал могилу Нелея. Не потому ли, что ни могилы, ни самого Нелея в Коринфе никогда не было? А во-вторых, ну как бы он спасся, будучи целью номер один для великого героя, который много и с удовольствием убивал мужчин, женщин, стариков, животных и детей, как чужих, так и собственных,и, по причине их бессмертия и к своему прискорбию, мог только ранить богов, что хорошо помнят некоторые попавшие под горячую руку олимпийцы?
У Нелея был брат-близнец Пелий (не путать с Пелеем, отцом Ахилла). Матерью их была Тиро, а отцом, как водится, бессмертный, на это раз - Посейдон. Эта Тиро происходит из Элиды, но в малолетстве была отдана на воспитание своему дяде Крефею в Иолк, потому что её мать умерла при родах, а отец Салмоней любил развлекаться, изображая себя Зевсом и извлекая громы и молнии при помощи подручных средств. Настоящий громовержец, не понимающий шуток, избавился от пародиста, метнув в него настоящую молнию.
Дядя Крефей вскоре стал для Тиро ещё и мужем и она родила ему сыновей Эсона, Ферета и Амифаона. А Нелея и Пелия, стало быть, от Посейдона. Далее происходит некоторая путаница со старшинством сыновей, правом престолонаследия, местом рождения и воспитания близнецов, а также статусом некой Сидеро, которая всячески изводила Тиро, за что впоследствии поплатилась. Старшим сыном и законным наследником престола единодушно называют Эсона. С другой стороны, старшими должны быть близнецы, поскольку Тиро ещё не была замужем за Крефеем, когда водила шашни с колебателем земли. Невозможно даже с уверенностью сказать, происходило ли это уже в Фессалии или ещё в Элиде. Сидеро одни называют мачехой Тиро, другие - второй женой Крефея и мачехой Пелия и Нелея. При этом близнецы долго не знали, кто их настоящие родители, а когда узнали, то убили Сидеро прямо у алтаря Геры (страшное святотатство и обычное дело). Тиро, родив детей вне брака, выбросила их в поле (тоже обычное дело), их нашёл и воспитал пастух. Есть и менее популярная версия, по которой близнецы изначально воспитывались во дворце Крефея как его сыновья. Это объясняет, как Пелий затем оказался на троне Иолка. Но не объясняет, почему он при этом считался узурпатором. Опять-таки, непонятно, куда воткнуть злодейку Сидеро. В общем, Посейдон его знает.
Из всей этой неразберихи вышло следующее: по смерти Крефея Пелий занял его трон - то ли сразу, то ли сместив с него законного наследника Эсона; Нелей отправился в Мессению - то ли по собственному желанию, то ли по настоятельной просьбе брата. У добровольно-принудительно отказавшегося от власти Эсона был сын, которому дядя Пелий обещал вернуть трон в день совершеннолетия. А чтобы этот день наступил, Эсон убрал мальчика с дядиных глаз подальше - на Пелион к знаменитой няне греческих героев кентавру Хирону. Мальчика звали Ясон.
Повзрослев, Ясон отправился в Иолк требовать причитающееся - не для себя, а для своего на удивление ещё живого отца. Дядя Пелий не отказал, но попросил перед этим съездить в Колхиду и вернуть на родину известное золотое руно, а он, мол, тем временем всё подготовит. Выросший на лоне природы и неискушенный в дворцовых интригах Ясон принял предложение за чистую монету и стал собираться в поход.
В знаменитом плавании приняли участие по разным сведениям от 50 до 80 человек - все как на подбор (собственно, почему "как"?) герои. Среди них был сын Пелия Акаст, поехавший против воли отца, и будущий отец Ахилла Пелей (позже Пелей напал на Иолк и убил Акаста вместе с женой, имея на то веские причины); дед Одиссея Автолик, Диоскуры (хотя по всем подсчётам они тогда ещё не родились), Асклепий, Беллерофонт, Геракл с братом Ификлом и двумя его менее известными тёзками; популярный певец Орфей; Тидей - отец Диомеда, Теламон - отец Аякса Большого, Оилей - отец Аякса Малого; была даже одна девушка Аталанта, отличившаяся чуть позже в Калидонской охоте, устроенной Мелеагром, также здесь присутствующим. Был и Тесей - куда ж без него? (У греков до сих пор существует поговорка: "Не без Тесея" - более изящный эквивалент русской: "В каждой бочке затычка".) Корабль тоже был не прост - сама Афина помогала в его строительстве, не только пожертвовав несколько деревьев из своей священной рощи, но и вставив кусок говорящего дуба.
Не без приключений и недоразумений, но всё же благополучно и почти без потерь аргонавты достигли места назначения. Выбывшие Геракл, Гилас и Полифем (не путать с циклопом) были заменены подобранными по дороге сыновьями Фрикса, хотя всех четверых нельзя считать равноценной заменой одному Гераклу. (Без потерь, в отличие от многоумного Одиссея, позже прошедшего, считая и обратную дорогу аргонавтов, практически тот же маршрут и, видимо от большого ума, потерявшего и корабль, и всю команду, хотя ему тоже помогала Афина, и спасшего только свою шкуру.) Несмотря на звёздный состав команды, не видать бы Ясону никакого руна, если бы не Медея - волшебница и коварная дочка местного царя Ээта.
Обратный путь также изобиловал приключениями, среди которых уход от погони посредством расчленения брата Медеи, встреча с родственницей и коллегой Медеи Цирцеей, свадьба Медеи с Ясоном и даже ручное перетаскивание корабля через пустыню. И благополучное возвращение в Иолк, где героев, надо сказать, никто не ждал, а меньше всех - дядя Пелий.
За время Ясонова отсутствия Пелий успел разделаться с его родителями и братом. Свершить возмездие взялась Медея. Она вообще с момента встречи с Ясоном брала на себя всю его работу, но на этот раз слегка перестаралась. Вообще-то, Пелий получил по заслугам, но его дочери, которым Медея порекомендовала верное средство омоложения отца, едва не наложили на себя руки, когда порубленный на куски и сваренный в котле Пелий паче чаяния не помолодел, а наоборот умер.
После такого поворота Ясону и Медее пришлось убираться из Иолка. Ясон должен был уйти в изгнание, так как пролил родственную кровь, но это странно. Во-первых, он её не проливал. А во-вторых, Пелию, значит, можно было избавляться от родственников без всякого изгнания, и даже его дочек, собственноручно порубивших отца, никто не изгнал.
Нет единого мнения о том, где супруги провели последующие годы. Скорее всего - то здесь, то там. Наконец судьба привела их в Коринф, где царствовал Креонт, а у него была дочка Креуса. Ради этой Креусы Ясон бросил Медею и затеял новый брак. Но Медея не могла этого допустить. Чрезмерная любовь не доводит до добра, как и всё чрезмерное, особенно, если это любовь без взаимности. Медея любила Ясона чрезмерно и без взаимности - Ясон женился на ней явно по расчёту. Медея уничтожила молодую и глупую соперницу отравленным платьем, а заодно перебила своих детей от Ясона и удалилась в неизвестном направлении в крылатой колеснице, предусмотрительно посланной её дедушкой Гелиосом.
Вряд ли изменщик Ясон погиб вместе со своей новой невестой. Некоторые считают, что он покончил с собой. Но наиболее гармоничной выглядит версия, согласно которой Ясон дожил до старости, и доживал он до неё рядом со своим "Арго", поставленным на вечный прикол на Истме, и погиб под обломками рухнувшего старого корабля.
Престол же в Иолке занял Акаст - сын Пелия, аргонавт и бывший друг Ясона. Таким образом, цель, ради которой было задумано и блестяще исполнено великое плавание аргонавтов, не была достигнута. Ни Эсону, ни Ясону трон Иолка не достался. Акаст так же наследовал бы его за отцом, если бы ни Эсона, ни Ясона вовсе не было на свете. Так что же, всё зря? Ну нет! История "Арго", может быть, - лучшее подтверждение постулата, что важна не цель, а путь к ней.
Куда делось золотое руно, неизвестно. Да и кому нужна старая баранья шкура? Разве в ней дело?