Крупные судостроительные заказы, связанные с развитием СМП, все чаще выигрывают турецкие верфи. Так, судно мощностью 18 МВт, относящееся к ледовому классу Icebreaker 7, по заказу Росморречфлота построит Sefine Shipyard. Отечественные же верфи пока не желают заявляться на аукционы из-за низкой рентабельности работ. Еще один негативный фактор — взрывной рост цен на металлоизделия и в частности сталь.
Заграничные верфи уже не в первый раз выигрывают подобные крупные контракты, о том, почему это происходит, мы уже писали ранее. Теоретически на этот раз в тендере могла поучаствовать верфь «Звезда» или Амурский завод, но заявки так и не были поданы. Для понимания, турки взялись за контракт за 13,3 млрд рублей. Российские судопроизводители могли бы посоперничать только при условии, если стартовая цена оказалась бы выше на 2-3 млрд рублей.
Странно, что заказчик не стал корректировать начальную стоимость работ на фоне роста цен в последние месяцы практически на все составляющие. Помимо более адекватного ценообразования, еще одним фактором, который помог бы оставлять такие крупные знаковые заказы в РФ, стало бы частичное изменение закона о госзакупках. Первые шаги в этом направлении уже предпринял Минпромторг.
В частности в конце мая был подготовлен приказ, согласно которому только суда российской постройки смогут перевозить сырье по СМП, а также заниматься каботажем и ледокольной проводкой. Кроме того, принят законопроект, запрещающий ряд работ судам, которые были созданы не на отечественных верфях.
Другой вопрос, что в этих законодательных актах оставлена лазейка - «особые обстоятельства» - при которых госзаказчики вправе обратиться за рубеж. Поэтому выход по большому счету только один — формировать начальную цену контракта соответствующей экономическим реалиям, и не рассчитывать, что по минимальной стоимости согласятся работать иностранные подрядчики. Ну и параллельно российским верфям необходимо заняться сокращением накладных расходов и непрофильных производств, что также приводит к удорожанию работ.
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput
Как вернуть справедливые цены на госзаказ в судостроении
1 августа 20211 авг 2021
48
1 мин