Почему она так привлекала в детстве? И почему ее сюжет оказался востребован у художников? И какова скрытая мораль? Давайте разберемся вместе. В сказке говорится о повторяющемся событии: некто проникает в заповедный сад и съедает яблоки, способные возвращать молодость и здоровье. Царь хочет изловить любителя фруктов, и три его сына отправляются на поиски.
Так Иван-царевич попадает в другое государство и обнаруживает похитительницу – жар-птицу и похищает ее. Мораль сказки этого не осуждает: так в сказке реализуется восстановление справедливости. Сказка осуждает другое – за то, что взял золотую клетку, в которой сидела жар-птица. А ведь серый волк, который стал помогать герою за съеденную лошадь, предупреждал не брать лишнего!
Ивана-царевича ловят слуги владельца-жар-птицы. И тот понуждает героя на новый «подвиг», обещая сохранить жизнь. Так Иван-царевич оказывается уже в другом царстве и похищает коня. Но предыдущий опыт ничему не учит: он снова берет лишнее – уздечку, украшенную драгоценными камнями. И история повторяется: в обмен на обещание сохранить жизнь герой отправляется за царевной. Но происходит то, что ломает установки: герой влюбляется. И серый волк вновь приходит ему на помощь: он поочередно превращается в царевну и коня, а Иван-царевич становится обладателем всей добычи.
К каким же мотивам сказки обращаются художники? Самая известная из работ, конечно, принадлежит кисти В.М. Васнецова. Написанная в 1889 г., она изображает похищение царевны. Герой встревоженно озирается, а царевна безучастно положила голову герою на плечо. Даже ее руки безвольно опущены.
С другим эмоциональным настроем изображена царевна у Бориса Зворыкина: она обнимает царевича и смотрит вперед, царевич же оглядывается назад. Роспись на палехской шкатулке выражает взаимные чувства и реализацию традиционных установок, где царевна доверяет, а герой защищает. На росписи федоскинской шкатулки герои уже не отводят влюбленных взоров друг от друга.
Художники обращаются и к мотиву ловли жар-птицы в заповедном саду, когда царевич упускает похитительницу, изображают и езду на волке. Интересна работа Павла Кондрашова, где царевич – испуганный подросток, а волк реалистичен. Прекрасна иллюстрация Геннадия Спирина. Вышитая золотом одежда указывает на высокий статус героя, а волк мудр и способен защитить.
В числе обнаруженных мною преобладают работы, где изображено возвращение царевича с победой домой. Так художники определяют главный мотив сказки, связанный с достижением цели.
Хотя на этом сказка не заканчивается. Завистливые братья уничтожают Ивана-царевича, а его добычу забирают. Но справедливость торжествует: волк снова приходит на помощь, оживляет царевича, и тот возвращает себе в глазах отца лидерство и становится наследником.
И кто знает, чем закончилась бы сказка, если бы не чрезмерный аппетит волка (фольклористы, кстати, относят его к разряду тотемных животных, как и медведя, о котором я писала в статье "Славянский тотем в волшебных сказках: Иван-Медвежье ушко" ) и наложенные на него народной моралью обязательства возместить ущерб? Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!