Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Листая старые журналы - “Такая у него работа“, журнал “Гражданская авиация” №5 за 1984 год

В журнале “Гражданская авиация” №5 за 1984 год была опубликована статья В. Ламзутова - «Такая у него работа». В статье рассказывалось об заслуженном пилоте СССР, летчике-испытателе ГосНИИ ГА - Михаиле Степановиче Кузнецове. Автор интересно рассказал об особенностях работы летчика испытателя. Подробно рассказал об некоторых испытаниях на самолетах Ил-18 и Ил-76, в которых принимал участие Кузнецов. Ниже читателю предлагаю ознакомиться с рассказом об Михаиле Степановиче:

"Такая у него работа"

По-хозяйски осмотрев на освещенной стоянке самолет, заслуженный пилот СССР, ведущий летчик-испытатель Ил-76 Михаил Степанович Кузнецов легко поднялся ппо металлической лестнице в салон и прошел в пилотскую кабину. Опустившись на левое, командирское кресло, пристегнулся привязными ремнями. На соседнем, правом кресле, усаживался поудобнее, готовясь к работе, Валентин Николаевич Кляус - один из опытнейших летчиков-испытателей, тоже заслуженный пилот СССР.

Сегодня выполняется полет, в котором сотрудники ГосНИИ ГА должны оценить работоспособность системы имитации видимости (СИВ) и определить маневренные характеристики самолета при заходе на посадку. Огромный салон "воздушного грузовика" превращен в экспериментальную лабораторию: здесь контрольно-записывающая аппаратура, различные приборы, индикаторы.

На пульте управления СИВ командиру корабля Кузнецову устанавливают видимость для взлета 200 метров. Испытания начинаются... В пилотской кабине идет отсчет скорости: 150... 180... 200... 220... 240... 250... Справа и слева мелькают посадочные огни, постепенно сливаясь в сплошную белую линию. Взлет! Мне хорошо видно, как Михаил Степанович своими большими , крепкими руками плавно берет штурвал на себя.

Михаил Степанович Кузнецов
Михаил Степанович Кузнецов

Обычный испытательный полет. Но как ждут его результатов многие пилоты Аэрофлота. Ведь система имитации видимости позволяет ускорить ввод в действие экипажей к полетам по I и II категориям ИКАО. Эта система уже внедрена и успешно применяется при тренировках на самолетах Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86. И вот теперь заканчивается ее испытания на самолете Ил-76Т.

С задания вернулись на базу заполночь. Сразу же после полета, "по горячим следам", прямо в кабине самолета, пилоты и инженеры обмениваются мнениями о полете. Предварительные данные укладываются в теоретические расчеты специалистов. Тут же записываются замечания, которые высказывают Кузнецов и Кляус, уточняется программа испытаний на завтрашний день.

...Вместе с Михаилом Степановичем Кузнецовым идем к машине. Он шагает быстрой, упругой походкой спортсмена. Мне кажется, что именно таким, как Кузнецов, и должен быть летчик-испытатель. Высокий, стройный, широкоплечий - про таких говорят "косая сажень" в плечах. Внимательные серые глаза, волевой подбородок, красивые, густые, вьющиеся волосы. Своей силой и статью он чем-то напоминает Валерия Павловича Чкалова. Кстати, оба они родились на Горьковской земле. Только Михаил Степанович на тридцать лет позже. Кузнецов, как и легендарный его земляк, до самозабвенья любит летать.

Разные пути приводят людей в авиацию. Михаила Степановича Кузнецова привел случай. Как-то раз, когда он еще учился в начальной школе, на лугу, за деревней, в которой он жил, приземлился По-2. Для деревенских мальчишек, которые до этого никогда так близко не видели самолета, он показался чудом техники. В самолете случилось что-то с мотором, и, пока летчик устранял неисправность, мальчишки вертелись возле машины, засыпая пилота вопросами.

Тогда-то и екнуло сердечко Миши Кузнецова: ему тоже захотелось парить вместе с птицами в небесах.

Летчик исправил мотор, и самолет, обдав ребятишек запахом сгоревшего авиационного бензина, улетел. Но оставалась мечта о небе. Именно эта мечта привела семнадцатилетнего паренька в Бугурусланское летное училище. А потом была работа на Сахалине, учеба в Ленинграде, наконец испытательные полеты в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации.

Он освоил многие типа современных воздушных судов. В его характеристике сказано: "Проводит испытания первой степени сложности. Легко осваивает новую технику Не раз оказывался в сложной обстановке, проявлял летное мастерство, самообладание и выдержку, добиваясь благополучного исхода полета".

Судьба не раз испытывала его на прочность, и всегда он выходил победителем. Так, в одном из полетов произошло самопроизвольное перекладывание стабилизатора. Машина вышла на углы атаки, из которых вывести ее было невероятно сложно. К тому же все это произошло на небольшой высоте. Кузнецов сумел вернуть самолету управляемость.

Однажды довелось ему проводить испытания новой резины на колесах шасси самолета Ил-18. Нужно было выполнить несколько посадок на повышенных скоростях. Так, одну из них Кузнецов совершил на скорости более 265 километров в час - до него с такой скоростью на Ил-18 еще никто не садился. После посадки, чтобы охладить колеса, потребовалось лить воду из трех пожарных рукавов. Пар, словно густой туман, обволакивал крылатую машину. Но чтобы узнать, при каких скоростях "летят" тормозные колодки, требовалось еще и еще рах провести эксперимент...

Летчики-испытатели - народ мобильный: сегодня они летают на Дальнем Востоке, завтра работают в Москве, а через день уже испытывают крылатые машины где-нибудь в Туркмении, Киргизии или Казахстане. Полеты эти порой бывают самые уникальные. Вот скажем, один из них.

Осенью прошлого года было принято решение сохранить полярную станцию "Северный полюс-25", на которой началась работа 16 мая 1981 года. За это время льдина отдрейфовала далеко в Западное полушарие и оказалась вне пределов досягаемости самолетов, применяемых в Арктике. Для дальнейшей деятельности станции необходимо было доставить на нее продукты, запасные комплекты научного и технического оборудования.

Специалисты института единодушно пришли к выводу, что лететь нужно на Ил-76. В состав экипажа были включены летчик-испытатель М. Кузнецов и штурман-испытатель И. Абдулаев, бортинженер А. Брагин, бортрадисты В. Герасимов и В. Руляков, ведущий инженер по самолету Ил-76 А. Большаков. Им помогали представители ОКБ имени С.В. Ильюшина, Арктического и Антарктического научно-исследовательского институтов. Руководил полетом пилот первого класса Ж. Шишкин (ныне начальник Управления летной службы Министерства гражданской авиации), работами по научному сопровождению программы - первый заместитель начальника ГосНИИ ГА В. Смыков.

- Полет был сложный, - рассказывает Михаил Степанович Кузнецов. - Он проходил в условиях полярной ночи, большую часть времени - среди ледяного безмолвия Арктики.

Наконец после нескольких часов, проведенных в воздухе, показались огни импровизированного аэродрома. И началась напряженная работа по десантированию груза. Ведь льдина имела размеры 600 на 350 метров, а площадка, куда сбрасывался груз, и того меньше - 300 на 100 метров.

Снизились до 150 метров. Выдерживаем курс по огням площадки. Делаем пристрелочный сброс. В левом развороте вижу: мешки, которые мы предусмотрительно снабдили электрическими фонарями, попали чуть левее центра площадки. При повторном заходе делаем поправку и просим полярников точнее указать курс ракетами. Беру чуть правее. Сброс. Парашют на площадке.

Чтобы не потерять станцию из виду, решаем уходить с правым разворотом на удаление не более восьми километров. Часть контейнеров сбрасываем без парашюта с высоты 45 метров.

За шесть заходов на станцию сброшен весь груз. Делаю еще один, прощальный. Взаимно салютуем о выполнении работы миганием фар и выстрелами ракет. Проходя над станцией, отчетливо видим, как по площадке ползет, освещая путь фарами, трактор: полярники собирают груз.

На обратном пути, чтобы оценить работоспособность систем навигации, проходим над Северным полюсом. Делаем трехминутный круг - своеобразное малое кругосветное путешествие над "макушкой земли". Затем берем курс на Певек. Дорога домой всегда кажется короче, тем более что возвращаться приятно - работа выполнена.

...Но было бы неправильно думать, что испытатели летают сами. Они много сил отдают томы, чтобы научить летать на новой авиационной технике других пилотов. Поэтому и приходиться нередко слышать в телефонной трубке такие ответы:

- Михаила Степановича нет на базе. Это значит, что испытатель Кузнецов передает свой опыт полетов на самолете Ил-76 где-то за тысячи километров от Москвы. Такая уж у него работа.

© В. Ламзутов, нештатный корреспондент "Гражданской авиации"

Источники:

1. В. Ламзутов - "Такая у него работа", журнал "Гражданская авиация" №5 за 1984 год