Найти тему
Журнал МОСТ

Белье Мадонны и волосы Бибера: кто и зачем покупает вещи знаменитостей на аукционах за баснословные суммы?

Рынок вещей знаменитостей стремительно растет. В каталогах появляются костюмы культовых исполнителей, реквизит со съемок фильмов и даже пряди волос королевы Виктории. Чем руководствуются покупатели, какие суммы они готовы отдать за эксклюзив и при чем тут поиск эмоциональной связи — читайте в новом материале.

Эпоха аукционов личных вещей началась в 1970 году, когда студия MGM, снявшая фильмы «Поющие под дождем» и «Волшебник из страны Оз», столкнулась с финансовыми проблемами. Тогда реквизит и костюмы (включая рубиновые башмачки Дороти) анонимный фанат купил за 1 500 000 долларов.

В конце 1970 годов лондонский рок-н-ролльный ресторан Hard Rock Cafe украсил свои стены гитарами, на которых играли музыканты Пит Таунсенд и Эрик Клэптон. Тогда люди стали понимать, что памятные вещи можно купить, и спрос на них значительно вырос.

Что купили в 2021 году

Интернет привлек еще больший интерес к аукционам: делать ставки стало намного проще и быстрее. Пандемия перевела в онлайн большую часть продаж. Это не только упростило торги, но и повысило популярность аукционных домов.

В мае 2021 года Sotheby’s посвятил аукцион Gamers only кроссовкам, которые носили знаменитые баскетболисты. Пара Nike Air Jordan Майкла Джордана с матча 1985 года стоила 138 000 швейцарских франков.

-2

В мае Heritage провел «Аукцион памятных вещей, принадлежавших деятелям развлекательной и музыкальной индустрии». Среди выставленных лотов: армейский костюм Элвиса Пресли (за 31 000 долларов), 30-калиберный полуавтоматический карабин модели Universal Enforcer с письмом Сонни Уэста, также принадлежавший Королю (за 26 000 долларов), бутафорский пистолет Робокопа (за 21 000 долларов).

Christie’s получили 125 000 фунтов стерлингов за кроссовки Adidas, в которых Лионель Месси побил рекорд Пеле по количеству забитых за один клуб голов. Во время матча против «Вальядолида» Месси забил свой 644-й мяч в составе «Барселоны», обойдя таким образом Пеле на один гол.

Julien’s

Перечисленные аукционные дома не специализируются на продаже личных вещей, а лишь разбавляют ими рынок произведений искусства и антиквариата. В это же время большая часть лотов Julien’s раньше принадлежала знаменитостям, и в этом их главное отличие.

«Julien’s специализируется на вещах, в которых люди не нуждаются, но которые хотят иметь», — говорит Даррен Жюльен, владелец аукционного дома. Julien’s неоднократно попадал в Книгу рекордов Гиннесса. Платье Мэрилин Монро, в котором она пела Джону Кеннеди «С днем рождения, мистер президент», купили за 4 800 000 долларов. Перчатка Майкла Джексона стоила 480 000 долларов и оказалась самой дорогой среди вещей этой категории, когда-либо выставлявшихся на аукционе. Акустико-электрическая гитара Курта Кобейна Martin D-18E побила рекорд по сумме, потраченной на аукционе такого рода: ее купили за 6 000 000 долларов.

Каждый лот поступает из личного владения знаменитости, а не из тайника коллекционера. Звезды используют аукционы не только как способ избавиться от ненужных вещей, но и чтобы собрать средства для конкретной благотворительной организации.

В начале 2021 года прошел аукцион ведущей благотворительной организации музыкальной индустрии MusiCares. Ее цель — поддержка физического и психического здоровья, восстановление после зависимостей, помощь в случае стихийных бедствий и личных непредвиденных обстоятельств. Вырученные средства организаторы направили музыкантам, пострадавшим от COVID-19. Костюмы корейской k-pop группы BTS, использованные в клипе Dynamite, приобрели за 162 500 долларов при максимальной оценке в 40 000 долларов. Покупатели — Юсаку Маэдзава, миллиардер и коллекционер произведений искусства, и Хикакин, популярный японский ютубер. Видео с аккаунта Маэдзавы, на котором дуэт радуется победе на аукционе, пользователи посмотрели более 3 000 000 раз.

В феврале Julien’s продавали «Имущество из коллекции миссис Нэнси Синатра», включившее мебель, серебряные предметы домашнего обихода, ювелирные изделия, книги и произведения искусства, принадлежавшие Нэнси и Фрэнку Синатре, а также предметы, собранные миссис Синатрой за всю ее жизнь. Пять сумочек Gucci обошлись в 2 000 долларов, а набор современных каминных инструментов — в 320 долларов.

В конце апреля поклонники фильмов смогли приобрести реквизит на аукционе «Голливудские легенды и знаменитости». Самый дорогой лот — пистолет Walther P5 из фильма «Никогда не говори «никогда» с Шоном Коннери — стоил 106 000 долларов. Второй по стоимости — костюм-тройка Аль Пачино, надетый актером для роли Тони Монтана — обошелся в 83 000 долларов. Нунчаки Брюса Ли проданы за ту же сумму. Прототип полупрозрачного костюма Ксеноморфа из «Чужого» и конверт, в котором Гарри Поттер получил письмо из Хогвартса, оказались равны в стоимости и собрали 48 000 долларов каждый. Пара кроссовок Air Jordan, которые Билл Мюррей носил в фильме «Космический джем», принесла 22 000 долларов при максимальной оценке в 7 000 долларов.

-3

Аукцион «Культовые сокровища легендарной жизни и карьеры Джанет Джексон» прошел в середине мая. Костюм, который королева поп-музыки надевала в клипе Scream, обошелся дороже, чем её Chevrolet пикап 1956 года — 125 000 и 112 000 долларов соответственно. Часть доходов от аукциона направлена организации Compassion International, занимающейся защитой детей, спонсорством и христианской гуманитарной помощью.

Julien’s не раскрывает имена покупателей без разрешения, но несколько участников торгов сами заявили о сделанных покупках в соцсетях. Кинорежиссер Мэттью А. Черри написал в Твиттере, что приобрел пальто Джексон с 66-й премии «Оскар» за 2 200 долларов. Это более чем в 11 раз превысило его максимальную оценку в 200 долларов. Ким Кардашьян поделилась в сториз о своей новой покупке — наряде Джанет из клипа If 1993 года. Кардашьян заплатила за костюм 25 000 долларов.

Paul Fraser Collectibles

Организация Paul Fraser Collectibles владеет крупнейшим частным складом предметов коллекционирования. Пока остальные продают костюмы и реквизит, PFC выставляют пряди волос Александра Скасгарда, Дэниела Рэдклиффа и даже королевы Виктории — все по 562 доллара. Королевские волосы нашли в антикварном магазине в Хемел-Хемпстеде в середине 1960-х годов. Нижнее белье Мадонны с фотосессии 1990 года обойдется в почти 7 000 долларов. 7 кусочков обоев экс-президента США Абрахама Линкольна стоят около 4 000 долларов, а джоки Элвиса Пресли — 42 000 долларов.

У контейнера с 200 волосами Джастина Бибера тоже есть история. В феврале 2011 года певец состриг свои локоны. Телеведущая Эллен Дедженерес написала в Твиттере: «Завтра у меня день рождения! Все, что я хочу в подарок — это мир во всем мире и прядь волос Джастина Бибера». Бибер исполнил желание, а Дедженерес продала волосы на Ebay за 40 000 долларов. Вырученные средства она отправила в благотворительную организацию Gentle Barn. Локоны купило казино Golden Palace, и теперь они стали частью их передвижного музея. Остальные волосы Джастин пожертвовал благотворительной организации Pencils of Promise, а они связались с Paul Fraser Collectibles. Сейчас лот можно приобрести почти за 50 000 долларов.

Пол Фрейзер, основатель Paul Fraser Collectibles, занялся торговлей в конце 1970-х. Пол купил альбом с автографами the Beatles и выставил в магазине звукозаписи, которым он владел в то время:

«Я повесил альбом на стену в качестве украшения и добавил надпись «не продается». На следующий день пришел человек и предложил мне за него 45 фунтов стерлингов — в 15 раз больше первичной стоимости», — сообщает Фрейзер.

В 2009 году он основал свою компанию. Пол сам находит большую часть предметов своих аукционов, остальное приносят люди. Его лоты проходят тщательную проверку на подлинность, после чего устанавливается стоимость предмета, которая зависит от редкости, состояния и желанности. Фрейзер объясняет, что фотография с подписью Чарли Чаплина, на которой актер одет в свой культовый костюм, будет более ценной, чем фотография в обычном наряде: срабатывает фактор узнаваемости и популярности. Пол убежден: есть ряд звезд, чьи вещи всегда будут желанны. Так называемые легенды — это Мэрилин Монро, the Beatles, Мадонна, Майкл Джексон, Леди Гага.

Зачем людям вещи знаменитостей

Традиционно считается, что чем старее реликвия, тем она ценнее и дороже. Однако Лейла Данбар, руководитель независимой службы оценки предметов коллекционирования, убеждена, что на памятные вещи живых знаменитостей спрос не меньше, чем на собственность погибших звезд. Данбар оценивает предметы как для частных коллекционеров, так и для музеев. Она — один из немногих мировых оценщиков аукционов, специализирующихся на памятных вещах поп-культуры. Данбар считает, что покупателями движет поиск эмоциональной связи с человеком, которому принадлежала вещь.

-4

Дэвид Дэвис, галерист на пенсии, покупает одежду знаменитостей в Julien’s с 2009 года. Его путь начался со шляпы, которую Барбра Стрейзанд носила в одном из любимых фильмов Дэвида «В чем дело, док?». С тех пор он купил еще десятки вещей, в том числе сланцево-серый костюм, который Пол Маккартни надел для фотографии на задней обложке альбома the Beatles, кимоно Эми Уайнхаус с оранжевой отделкой из видео Rehab и 4 костюма Шер.

Каждый предмет одежды откликался в его душе и вызывал воспоминания о прошлом. Какое-то время дома у Дэвида было 20 манекенов, одетых как его любимые звезды: «Я мог бы проводить экскурсии». Теперь Дэвис коллекционирует исторические фотографии: они дешевле, но тоже имеют духовную ценность для фаната.

Феномен, характеризующийся желанием обрести эмоциональную связь с хозяином вещи, рассматривал Джеймс Джордж Фрэзер в труде «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». Ученый выделил закон соприкосновения. Его принцип заключается в том, что человек, вступивший в контакт с объектом, получает часть души владельца.

Культовые имена часто вызывают не только восхищение, но и примитивное желание оказаться под прицелом камер, обрести популярность за чужой счет. Сам факт владения вещью звезды может вызывать ложное чувство, словно покупатель приближается к ее хозяину по статусу. Такая покупка обеспечивает ощущение принадлежности к тому же социальному слою или группе, в которой состоит знаменитость.

Другая причина для покупки — инвестиции. Даррен Жюльен встречал менеджеров хедж-фондов, видящих в поп-культуре источник прибыли. Популярность звезды вызывает спрос на рынке, ставки повышаются — а вместе с ними и заработок инвесторов. Продающая сторона тоже в выигрыше: с началом пандемии клиентская база Julien’s расширилась, продажи проходили в прямом эфире, а доходы дома значительно выросли. Сейчас в планах Julien’s аукционы, посвященные спортивным легендам, Эми Уайнхаус и «Эльвире: Повелительнице тьмы».

В погоне за прибылью другие дома тоже расширят рынок вещей знаменитостей. Sotheby’s планирует продавать больше современных и винтажных кроссовок. Heritage же выставит шарф Элвиса Пресли, сникеры Майкла Джордана, надетые для игры в 1985 году, шлем Мухаммеда Али, используемый на тренировках к бою Али против Спинкса.