Много на Онежской набережной занимательных памятников. Есть и совсем невообразимые вариации, и простенькие изъявления дружеской симпатии. А есть и сложные, с философскими нагрузками, которые так любят европейцы.
Среди них – разноцветные столбики Тюбингенского панно, которые называют самым таинственным и непростым памятником на набережной. Ох, сколько было споров и возмущения, когда его устанавливали на набережной! Кто только не высказывался по этому поводу. Да я и сама долго не могла его понять и принять. Ну столбики, ну разного размера, ну какие-то на них есть фигурки геометрические – и что?
Чтобы как-то включить его в свою экскурсию, я собирала о нем всю информацию – и газетные вырезки, и репортажи по телевидению пересматривала. И получилось. Стала рассказывать туристам о Паскале Блезе и о «Мыслящем тростнике», показывала, как отличаются друг от друга эти необычные мачты – кто-то взлетел выше всех, охваченный вдохновением, а кто-то стоит отдельно, маленький и незаметный, но и у него есть своя «изюминка», свой «огонек». А потом предлагала найти в этих мачтах «себя». И народ увлеченно занимался этим приятным делом.
Интересная однажды возникла ситуация: я в тот день не работала с группой, уже была менеджером в офисе. И бежала по набережной, чтобы отдать билеты на теплоход нашему экскурсоводу – очень опытной даме в возрасте, которая уже много лет трудилась на этой ниве. Она как раз вела экскурсию по набережной. Я остановилась в сторонке, чтобы «поймать» ее на переходе между памятниками и услышала ее фразу про Тюбингенское панно: «А это нам столбы цветные из Германии привезли в подарок. Очень странная композиция, в городе ее не любят. Пойдемте дальше»
Честно говоря, я оторопела. И это все? И группа степенно двинулась за гидом, хихикая над глупыми скульпторами. Для меня это было открытием, которым я пользовалась уже позже, работая методистом и читая лекции начинающим экскурсоводам. Я всегда приводила им этот случай в пример (без имен, разумеется), уже после того, как они открыли для себя этот памятник. И старалась объяснить самое, на мой взгляд, важное - что они будут глазами туриста. Как видит экскурсовод, так увидят и туристы.
Видишь глупое, грязное, гадкое – вот и люди потом в отзывах о Карелии напишут, что скучно, холодно и ни за что не приеду больше. Много раз убеждалась, что искусство настоящего экскурсовода – умение найти в неинтересном или плохом – уникальное и прекрасное, и показать это группе.
Сильнейшие наши гиды умели окружить гостей такой аурой, что нам потом приходили восторженные письма: «Как нам повезло – мы видели в Карелии все варианты погоды – даже шторм, и наша Оля нам рассказала, как мало людей его видит вот так, сразу после солнца» или: «Мы не жалеем, что из-за шторма не попали на Валаам, зато мы видели такие водопады, куда еще нет нахоженной туристической тропы».
Фотографии взяты из группы ВК Туроператор «Русский Север» с разрешения владельца.