Найти в Дзене
Galina Yakovleva

Как спокойно пережить кризис семи лет

Оглавление

Почти каждый родитель сталкивается с изменением в поведении своего малыша в подготовительное к школе время и особенно в 1 классе. И это сложный момент для всех.

Тот самый кризис проявляет себя, когда вашему ребенку вдруг надоедает детсад, а привычные игры уже не доставляют удовольствия. Когда ребёнок стал непослушным и начал протестовать против требований, которые раньше выполнял.

В сравнении с кризисом трех лет он проходит мягче, но всё же важно вовремя заметить его и правильно среагировать.

Что из себя представляет

Сам по себе кризис – это необходимый этап в жизни ребёнка и происходит он, когда накапливаются изменения в поведении и развитии.

Обойти кризис невозможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, а другие дети более серьёзно меняются в своём поведении.

К 6-7 годам ребенок начинает ощущать себя личностью, начинает размышлять над своим поведением, осознавать свои чувства. Это время, когда ребёнок начинает считать себя частью своей группы, время его социальной адаптации, период рождения его социального Я. Происходит проверка его способности завоевать уважение других.

Многие родители не понимают, что происходит с ребёнком. Ведь не так давно он был покладистым и любопытным, но начались капризы и фразы «не хочу учиться» или «мне это не интересно».

-2

Он уже пробовал «повзрослеть», когда подражал поведению родителей во время игры, но пришёл к выводу, что для взрослости ему чего-то не хватает.

Получается, что по-старому он жить уже не хочет и его уже не устраивает так, как было раньше. Поэтому начинает развиваться кризисная ситуация: «Хочу, но не могу!», «Могу, но не хочу!», появляются обиды и протесты. Взрослые не понимают этого и всё твердят, что некуда спешить и всё успеешь. А ведь он не может объяснить, что нужно всё сейчас.

Что может происходить с ребёнком

Главное, что происходит с ребёнком – он перестаёт быть наивным и по-детски непосредственным. Ребенок начинает «манерничать», кого-то из себя изображать, что-то скрывать. Он начинает задумываться о самых разных вещах, при этом его поведение становится гораздо более сложным, чем раньше и понять его становиться труднее.

-3

У впечатлительных же детей могут проявиться страхи, например, боязнь темноты и нежелание оставаться дома одному, может появиться симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показывать.

Дети, которым сложно влиться в коллектив и находить общий язык со сверстниками, пытаются вести себя «как надо, а не как хочется». Поэтому весь день в коллективе они находятся в напряжении, а потом дома выносят всё, что накопилось, в т.ч. и усталость.

-4

В этом возрасте зачастую родители перестают быть непререкаемым авторитетом!

И как же с этим быть?

Как помочь ребёнку преодолеть этот этап

Кто-то из родителей пытается подавить кризис на корню. Другие, наоборот, относятся к нему слишком спокойно как к закономерному этапу в развитии ребёнка. Но ни один из этих подходов не является верным.

-5

Нужно разобраться в этом коллапсе и научиться правильно себя вести, чтобы не навредить детской психике и не стать причиной появления комплексов и разрушающих личность форм поведения.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание:

1. Кризис – это временное явление, он закончится, и его просто нужно пережить, как любую детскую болезнь.

2. Несоответствие отношения и требований родителей желаниям и возможностям ребенка – это причина острого протекания кризиса, поэтому нужно подумать о том, все ли запреты обоснованы и возможно ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

3. Ваш ребёнок уже не маленький, измените свое отношение к ребенку. Лучше внимательно отнестись к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять и поддержать. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

4. Спросите мнение самого ребенка о результатах его труда. Из-за сильной зависимости от внешней оценки ребёнок может стать тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.

5. Ваши оценки в адрес ребенка создают его представления о себе и влияют на его самооценку. Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом. Старайтесь избегать выводов о личности ребенка в целом и оценивать лишь его действие или поступок.

6. Вам лучше на какое-то время отдохнуть друг от друга, если ваши отношения с ребенком всё же приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов. Отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Советы родителям

1. Главное – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

2. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости. Создайте ему условия для развития интеллекта и речи. Для этого можно использовать развивающие игры и упражнения, познавательные книги, чтение сказок, стихов, беседы.

3. Поощряйте общение со сверстниками и учите ребенка управлять эмоциями, возможно на примере своего поведения или используя специальные игры и упражнения.

4. Следите за состоянием здоровья, ведь больной и ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию и не идет на контакт с окружающими.

5. Помогите ребёнку психологически подготовиться к школе. С положительной окраской и на своих примерах расскажите, что ему предстоит, какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.

6. Реально оценивайте возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в специальный класс с повышенной нагрузкой и параллельно со школой водить в секции. Лучше повременить с этим хотя бы полгода.

-6

Можно поразмышлять с ребёнком на тему «действие — его последствия», проследив, что будет в случае выполнения или невыполнения требований взрослого.

Если ребёнок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, дать возможности для новых форм деятельности. Предложите ребёнку новые занятия и дайте возможность взять на себя какие-то новые обязанности.

Если же ребёнок через короткое время «забудет» о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, напомните ему об этом. И если вы скажете, что надеетесь на его успех, то это придаст ребёнку больше уверенности в себе.

Даже в самых простых ситуациях можно дать ребёнку почувствовать свою самостоятельность и ответственность за принимаемые решения.

-7

Иногда взрослым не стоит бояться проявить свою «слабость», особенно если ребёнок стремится к взрослости. Например, после слов «Ты знаешь, я сегодня очень устала и хотела бы лечь пораньше», ребёнок с большей вероятностью пойдет спать вовремя. Детям нужно оставлять возможность позаботиться о родителях, тогда они вырастут более чуткими к нуждам других людей.

-8

Не стоит отказывать ребёнку в помощи, поддержите его эмоционально. Вовремя останавливайте негативные проявления, которые разрушают семейный уклад. Такое разделение между ХОРОШО и ПЛОХО помогает ребёнку построить собственное поведение, найти своё место в изменяющихся условиях жизни.

Последствия, которых можно и нужно избежать

Возможные неблагоприятные последствия:

— нежелание учиться и посещать школу;

— низкая успеваемость;

— проблемы в общении со сверстниками;

— закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой;

— невроз, который необходимо лечить с помощью психолога и психиатра.

Самое главное в кризисе семи лет — не упустить ребенка на формировании его привычек, ответственности, поступков, отзывчивости.

Многие родители начинают «воспитывать» ребенка, только тогда, когда сталкиваются с трудностями... Но все психологи, умные издания «кричат» о том, что воспитание начинается с самого рождения ребенка. И если родитель это усвоит, то кризис пройдет с незначительными потерями нервов.

-9

Любите и старайтесь слушать своих детей, ведь они только учатся жить!