Зацените ситуацию.
Про то, как меня хотели продать.
Организатор из города N. позвал меня на гастроли в город N.
Я с радостью согласилась, и мы назначили дату (через три месяца).
Организатор (О.) создал в одной из соцсетей группу, которую назвал: "Ольга Савельева в городе N."
В шапке этой группы можно было узнать, когда я приезжаю, с какой программой, где выступаю и другие оргвопросы. И купить билет, разумеется, тоже было можно.
Пока все по плану.
Но создать такую группу - это быстро (5 минут) и бесплатно, но теперь предстояло наполнить ее жизнью: контентом и людьми.
Мы с О. в четыре руки взялись за эту работу.
О. увлеченно размещал в группе мои рассказы, проводил обсуждения, акции, конкурсы, розыгрыши книг. То есть вёл группу ярко и активно. Молодец, О.
Я со своей стороны в своем блоге регулярно писала анонсы: мол, друзья, я скоро лечу в N., если вы оттуда, велком в группу, там подробности.
Группа уверенно росла.
То есть это группа людей из города N, объединенных любовью к моему творчеству.
В маркетинге есть такое понятие - "прогрев": то есть надо понравиться аудитории, сделать так, чтобы человек захотел купить билет.
Но между "захотел" и "купил" - 17 прикосновений. То есть надо 17 раз напомнить человеку: "Добрый день, помните, тут стендап от Савельевой?", и на 18-ый раз он возьмет - и, наконец, купит билет.
Вот О. занимался этими "прикосновениями" к потенциальным зрителям, и делал это объективно хорошо и регулярно.
Ну и я со своими анонсами не отставала: люди, которые годами меня читают, узнав о моем приезде в их город, порой покупают билет с первого анонса-прикосновения (я этим очень горжусь, спасибо! Вон в Ижевске Надя (организатор) больше сотни билетов продала вообще до анонса, считай без "прикосновений" 😂)))
Но вернемся в N.
По итогу у нас там - полный зал. Аншлаг. Шикарное мероприятие, организовано отлично, много положительных отзывов зрителей и взаимного восторга.
Уже по пути в аэропорт города N, откуда я должна была вылететь в Москву, О. сказал мне удивительную вещь:
- Я давно мечтал уйти из этой сферы - организации ивентов. Но уйти хотелось на взлёте, непобежденным, крутым, легендарным. Это мероприятие идеально подходит под данные критерии. Оля, я ухожу в другую сферу, и не смогу больше организовывать твои гастроли в N.
Я поздравила О. с новыми горизонтами и искренне пожелала удачи. Мысль про "уйти на взлёте" показалась крутой и осознанной. Я сказала: "Спасибо за всё". И О. сказал: "Спасибо за всё".
То есть мы расстались в отличных отношениях, и я улетела домой.
Но это, к сожалению, ещё не хеппи-энд.
Сначала немного про цифры, это важно: я работаю за фиксированный и (по сравнению с другими спикерами) не большой гонорар (после пандемии подниму, а сейчас мне совестно). Он никак не привязан к размерам зала.
То есть выступаю ли я перед двумя людьми или перед тысячей - стоимость одна.
Именно поэтому работать со мной выгодно профессиональным организаторам: чем больше они соберут зрителей, тем больше заработают. Часто бывает так, что организатор на моем стендапе заработал больше меня. В несколько раз. И нет, мне не обидно, наоборот: я считаю, что это честно.
Организовывать мероприятие - это тяжелейший, круглосуточный труд (а со стороны кажется лёгким, но нет). И если ты делаешь свою работу круто, то и получаешь много. Я возьму свой гонорар, а ты - всё, что сверху.
Я работаю, считай, всего несколько часов - на сцене, а он, организатор, - несколько месяцев.
Кстати, риски не собрать зал - тоже на нем. Может получиться и так, что он отработает в ноль или даже в минус. Я-то со своим фиксом уеду, а организатор , считай, только опыт заработал (в пандемию так было несколько раз, и я, конечно, делилась своим гонораром, потому что это форс-мажор и не честно просто взять и сказать: "Ну, это твои проблемы")
То мероприятие в N. было очень успешным. Однозначно О. был не в накладе - он хорошо заработал, и это было абсолютно заслуженно. Мы договорились, что он передаст дела другому организатору.
И вот прошло время. И я узнаю, что О. не передает дела, а... продаёт.
Точнее хочет продать ту самую группу "Ольга Савельева в городе N" другому организатору. Я узнала и опешила.
Как можно продать то, что бесплатно?
Это бесплатная группа в соцсетях, с моими подписчиками, которые объеденены городом, индексом и любовью к моим книгам.
У нас с О. случился конфликт.
Я искренне не понимала, что он продает.
- Ссылку на группу? Серьезно? Это товар такой?
- А что не так? - искренне не понимал О. - Я продаю свой труд. Это группа людей уже прогретых. То есть для организации следующего мероприятия достаточно будет дать анонс в эту группу - и вот тебе зал. Я должен бесплатно отдать это всё кому-то другому?
- Не "кому-то другому" - а мне. Это мой личный бренд, понимаешь?
- Твой личный бренд выступал на сцене и писал тексты. А мой личный бренд собирал людей в эту группу.
- Погоди. Ты сейчас путаешь. Если бы ты собрал зал, сказав людям понятия не имеющим, кто я такая, фразу: "Ребят, вы все меня знаете, я - ваш надежный друг О., и я никогда вас не подводил. Доверьтесь мне и купите билеты на вот эту незнакомую вам тетку. Гарантирую: вам понравится" - и они все купили бы билеты, то можно было бы сказать, что твой личный бренд продал эти билеты. Но твоя роль была в другом - в том, чтобы продавать мой личный бренд. Ты говорил: "Почитайте тексты этой неизвестной вам тетки, и если понравится, то приходите на стендап". И они читали по твоей рекомендации. И им нравились мои тексты. И они покупали билеты. А те, кому не нравились - не покупали. То есть мой личный бренд продавал. Или не продавал. Но чаще - прдавал. А половина зала вообще сразу пришла напрямую с моих анонсов. Поэтому твоя крутая работа - по долгосрочному ведению этой группы - окупилась сторицей аншлагом. Но на этом всё. И то, что ты решил еще раз монетизировать то, за что уже получил деньги, для меня удивительно. Да что там - я охренела, что ты торгуешь группой с моим именем.
И вот тогда О. сказал мне фразу:
- То, что в твоем мире не продаётся, в моём - имеет цену.
И я сразу всё поняла. Не то, что бесплатным можно торговать, а то, что мы живем в разных мирах. Где товаром могут быть разные вещи. Например, тепло и страсть, с которыми ты вел группу, в которую сам был искренне влюблен.
История та закончилась ничем.
Точнее нашим конфликтом с О. (это единственный организатор из сотни тех, с кем я работала, с кем мы расстались плохо): я бушевала, требовала отдать или продать мне права на мою группу, О. отказывался продавать мне (аргумент - "ты не организатор, я продам другому организатору"), потом вообще заблокировал меня, устав от моих психованных аудио (да, я психовала, потому что мне было страшно, что он будет торговать этой группой открыто, а все будут думать, что это с моего ведома, а это - на мой взгляд - громадная репутационная потеря).
Цену, кстати, я так и не поняла: там и цифра "сто тысяч" звучала, и "15".
В итоге, О, вероятно испугался, что я публично напишу об этом и "уйти на взлёте" не получится (с моей стороны не было таких угроз, даже сейчас, годы прошли, можно выдыхать, а я пишу об этом анонимно, ибо не цель потыкать пальцем в О., а разобраться), и швырнул мне паролями от этой группы. Я ее закрыла. И если я поеду в N. мы просто с новым организатором создадим новую группу, и снова наполним ее жизнью.
Зачем я ворошу старое и давно забытое? Не знаю.
Просто сейчас у меня в жизни происходит переоценка ценностей, и моя категоричность... нет ее больше и в помине.
А тогда была.
Мне вот интересно: а вдруг и правда продаётся? Всё, что покупают, продаётся?
Как думаете?