Как в новом фильме Дэнни Бойл пытался уйти от типичного байопика, но остался за пределами внимания.
В последнее время крупные студии эксплуатируют яркие образы прошлого с новой степенью бездарности, подстраивая их под свою политику для зарабатывания кругленьких сумм. За последние 3 года, мы увидели «Богемскую рапсодию», «Рокетмена» и «Грязь», которые были далеки от музыки и пытались рассказать совсем о других проблемах, с которыми встречались звезды музыкальной индустрии. «Yesterday» же снимали с другой задумкой, где главным в фильме была не биография Ливерпульской четверки, а их творчество, которое не только поменяло музыкальную индустрию, но и повлияло на общество.
Нетипичным выходит не только замысел, но и работа режиссера, который после «Миллионера из трущоб» и «На игле» бросается снимать романтическую комедию. В свой сюжет он добавляет неудачливого музыканта, песни которого никого не интересуют. Но в один день во всем мире выключается электричество, а наш герой Джек Малик попадает под колеса автобуса. После выписки из больницы Джек с ужасом узнает, что все вдруг забыли песни Битлз, хотя нет, еще кока-колу, сигареты и Гарри Поттера. В целом, мир после таких изменений вообще не поменялся, и может ли поменяться? С каждой новой придуманной песней Джека хотят как можно быстрее распиарить, хотя никто так и не может себе представить ценность исполненных им песен Битлз. Здесь можно уловить старческое ворчание режиссера, который обвиняет общество в упадке ценностного отношения к творчеству. Мир стал быстрым, всем нужны хиты на пару дней, а выстреливших исполнителей забывают, не зря наравне с Битлз пропадает еще и группа Oasis.
Главным же в фильме является любовная линия Джека со своей школьной подругой Элли, которая очень банальна и перечеркивает все перспективы картины. Он становится популярным музыкантом, эксплуатируя творчество Битлз, а она остается все той же учительницей в начальной школе. Такое детское затруднение героев, которые не могут признаться, друг другу в любви, отдаляет их еще больше. С другой же стороны, здесь можно уловить эстетическое составляющие этих отношений, ведь они прямо отсылают зрителя к любовным песням Битлз. Стоит ли говорить, что Элли станет для Джека своей Йоко Оной?
Простая драматургия складывается и в известности Джека, которому сложно быть звездой. Чтобы очевидней показать всю лишность Джека в среде звезд, в фильм добавляют Эда Ширена. Кстати, за счет Ширена Бойл продолжает высмеивать весь музыкальный бизнес и не раз шутит над талантом рыжего музыканта.
В итоге, фильм после хорошего начала опускается в пустоту, где все довольно предсказуемо, и сводится к цитате Джона Леннона про счастье. Поэтому Джек и выбирает любовь, поняв, что не нужна ему такая слава, где нет истинных его мечтаний. Посыл о потерянных ценностей, которыми пренебрег, и пожалел о том, как прекрасно жил вчера, тоже замечателен и вызывает различные эмоции, но куда же пропадает проблема о трансформации культуры и ее потребления. Мы не видим отражения реакции молодого слушателя, а просто констатацию факта, что вдруг забытые песни всем понравились. Но были бы сегодня песни Битлз так популярны, вопрос остается открытым.
Несмотря на все недостатки фильм заслуживает просмотра хотя бы за его легкость и доброту. Посоветую я его и всем битломанам. С другой стороны, он не способен удивить, не изобилует режиссерскими ходами, а просто плывет по выстроенному сюжету, который, к сожалению, не настолько сильный, как прошлые работы автора. Оттого «Yesterday» и теряется среди таких разрекламированных глыб о «реальных историях» и «подлинных биографий» в тех же «Рокетмене» или «Богемской рапсодии».
Категория 12+