Найти тему

Берегите душу - мать вашу!

Оглавление
  • Давайте поразбираем, полезно ли материться.

С вещами на выход

Когда-то я высадил пассажиров из машины за мат. Это было давно, ещё в самом начале моей таксистской деятельности в Горно-Алтайске.

Хотя из четверых пассажиров матерился только один (его жена и две маленьких дочери тихо сидели на заднем диване машины), но его матерков с лихвой хватило бы и на целую бригаду сапожников.

Сначала я сделал этому мужику (в майке и с наколками на руках) полушутливый намёк. Но поток брани продолжался.

- Нельзя же так ругаться при детях, - заметил я.

- Мои дети – как хочу, так и воспитываю, - ответил матершинник.

Тогда я остановился на автобусной остановке, предложив мужчине выйти.

- Да, ты знаешь, кто я такой? – угрожающе спросил он.

Но в то время я только что переехал в Горно-Алтайск и не знал в городе почти никого, поэтому и дополнительных угроз урки с упоминанием незнакомых мне имён и кличек тоже не воспринял.

- А я же тебе не заплачу за то, что ты уже провёз нас половину пути? – попытался сместить акцент пассажир.

- Не нужно мне ваших денег, - гордо ответил я, будучи готовым даже совершенно бесплатно отвезти его жену и дочек до дома.

- Выходим! – злобно прищурив глаза в мою сторону, скомандовал глава семейства, и мне показалось, что он даже немного обрадовался возможности сэкономить и проделать дальнейший путь на автобусе (ведь из дебрей частной застройки я их уже вывез).

Поле словесных баталий

Однажды я зашёл в офис приёма заказов такси, и мне пришлось слышать, как недовольный пассажир по телефону с помощью нецензурной брани доказывал диспетчеру, что она (а диспетчеры в такси, как правило, женского пола) полностью профнепригодна, раз не может элементарно отправить машину по требуемому им адресу. Это я эвфемистично пересказываю смысл, а диспетчер то краснела, то бледнела, то немела от услышанного, но потом вдруг как выдала ответную тираду, отвечая грубостью на грубость, что даже я готов был покраснеть.

- Зачем вы вообще поддерживаете с ними разговор в таком тоне? – спросил я. – Если, к примеру, я подъехал за пассажиром, звоню ему, а он «просит» подождать, но через каждое слово использует выражения ненормативной лексики и грубый тон, лично я, не церемонясь, прощаюсь, объясняя, что не вожу невоспитанных людей и советую заказать такси в другой фирме.

- Так они же звонят снова и снова, хотят непременно высказаться, - говорит «девушка».

- Ну, так брань и угрозы – это же подсудное дело, ну уж точно административно наказуемое, а у вас даже сохраняются записи всех телефонных разговоров – так «сдайте» оскорбляющих в полицию, и пусть те разбираются, - посоветовал я.

- Да, сдавали уже, - ответила мне диспетчер, - один мужик обливал меня грязными словами с ног до головы в течение целого часа, а полицейские потом всего-то и отчитались, что «воспитательную беседу с ним провели».

Тонкости грубости

С течением времени мне довелось узнать и точку зрения клиента, ругающегося на диспетчеров. Сев в такси, мужчина первым делом произнёс:

- Ну, почему, пока как следует не отматеришь диспетчера, машина не приезжает?

- А вы уверены, что такая взаимосвязь действительно существует? Что, матерясь, вы ускоряете приезд такси?

- Конечно, - ответил мне пассажир, - это всегда срабатывает. И сегодня: я ведь ждал машину больше часа, а, как только отматерил диспетчера, тут ты и приехал!

- Боюсь вас разочаровать, - вздохнул я, - но я приехал потому, что недалеко завершил свой предыдущий заказ. А пока я целый час стоял в десяти километрах от вас, да пусть вы озвучите диспетчеру все ругательные слова мира, я же всё равно за вами за семь вёрст не поеду.

Смешной повод для национализма

Один пьяный алтайский парень так разматершинничался в моей машине в разговоре с друзьями, что пришлось его «одёрнуть», пошутив:

- У меня в машине за нецензурную брань штраф – пятьсот рублей.

- Да, это ж вы сами, русские, придумали материться. Вот в алтайском языке мата, например, совсем нет, - сразу же перешёл на межнациональные претензии алтаец.

- Грубые слова есть у всех народов, - заверил я, - и ты только что, насколько я слышал, ругался и по-алтайски. Но, если ты – такой националист, то что за нужда разговаривать по-алтайски, и при этом в свою речь вставлять так много русских нецензурных выражений?

Несбывшиеся надежды

Примерно сто лет назад, когда в России начался образовательный бум, когда государство повсеместно начало проводить курсы грамотности для бедных, строить школы и создавать институты, когда было задекларировано бесплатное образование, и чуть позже, когда Россия стала самой читающей страной в мире – в культуре русского языка в тогдашнем Советском Союзе стала прослеживаться четкая тенденция на повышающуюся грамотность речи граждан, на их увеличивающийся богатый словарный запас и творческое его использование.

Я слышал, что кто-то из поэтов-наблюдателей того времени, узрев вектор этого филологического развития, даже предполагал, что к началу двадцать первого века треть страны смогут «стать Пушкиными» - так же легко владеть русским языком, научатся строить грамотные и сложные предложения, полные смысла и одухотворенности.

И вот: прошло уже больше двух десятков лет двадцать первого века, а Пушкиных явно меньше, чем ожидалось.

Под знаменем словотворчества

Хотя и Пушкин, являющийся ныне бесспорной иконой русской словесности, вовсе не был святым угодником – кутил, выпивал и не чурался женщин. Я с удивлением узнал, что одних только дуэлей у Пушкина было назначено около полусотни, а посему и смерть его на дуэли стала закономерна. Любопытно, что пуля, выпущенная Пушкиным, случайно угодила его визави, Дантесу, в пуговицу; а уже, отрикошетив, ранила того в руку. А вот выстрел Дантеса оказался для Пушкина смертельным…

Впрочем, я отклонился от темы. Хотел сказать о том, что бывавший иногда устремленным путешественником и исследователем, иногда – серьёзнейшим литератором, а иногда – просто повесой и кутилой, Александр Сергеевич Пушкин, случалось, употреблял и мат – писал скабрезные стихи, вставлял неприличные слова для усиления эффекта своих резких эпиграмм, переживал, что из его «Бориса Годунова» цензура вырезала народную речь…

Кстати, творческие люди иногда весьма способствуют применению в повседневном языке нецензурных выражений. Будучи по натуре людьми подчеркнуто свободомыслящими, независимыми, революционно настроенными, они обычно не признают ханженских границ и условностей порядочности, принятой в обществе, и создают прорыв отмирающих культурных слоёв, эпатируя публику находящимися под негласными запретами словами.

Таков был, к примеру, Джим Моррисон, талантливейший поэт, певец и музыкант, лидер группы «Дорз», который в конце шестидесятых стал для красного словца вставлять нецензурную брань не только в свои песни, но и в общение с публикой на своих концертах. Полиция не раз арестовывала Джима (и иногда даже избивала) за непристойное поведение, пьянство и употребление ненормативной лексики в общественных местах, но он продолжал подчёркивать публичной нецензурной бранью свою независимость, чем сформировал в среде своих поклонников некую молодёжную культуру употребления «крутых» выражений. Эта «культура» так быстро победила традиционное англосаксонское пуританство, что до сих пор в американских фильмах, for example, мы можем слышать «свободно» звучащий мат.

А после отказа нашей страны от курса на коммунизм мат немедля проник и в современную российскую культуру: в кино, в стэндапный юмор, в песни. Казалось бы, только схлынула волна популярности таких панк-групп, как «Гражданская оборона» и «Сектор газа», а в тренде уже не щадящие добронравного слуха музыкальные произведения группировки «Ленинград». Умом я понимаю, что такое «творческое» решение имеет право на жизнь, но душа подсказывает, что для неё было бы комфортнее существовать в чистоте благозвучия, нежели в грязи сквернословия. Тем паче, что нецензурная ругань – это слова, сопровождающие подчас разные негативные эмоции человека – к примеру, страх, агрессию, ненависть, а негатив уж точно мешает полёту души.

Контрасты речи

Пока значительное меньшинство людей понимают, что мат – это плохие слова, это грубость, это мусор в языке; что нормальный человек вряд ли будет применять этот сленг в разговоре, скажем, с мамой, или с преподавателем в университете, или с Президентом страны, большинство используют мат, чтобы спрятать свою слабость хотя бы за крутостью выражений.

И, хотя я неоднократно встречал и достаточно полноценных людей, речь которых изобиловала бранью, которые хоть и через слово матерились, но делали это так художественно – заслушаться было можно, однако для себя я уже давно решил, что материться не буду. Как пелось в песне всё той же группы «Сектор газа», «матершинные слова не буду я употре-блять». Были в той песне, кстати, и такие слова: «Все как будто бы святые, а приди к любому в дом - через каждые два слова каждый ложит матюгом…» И, кстати, точно такой контраст я, было дело, действительно как-то раз прочувствовал.

Подъезжаю к частному дому за пассажиром. Из калитки выходит женщина, которая, повернувшись к дому продолжает разговаривать с мужем. Ну, то есть, что значит «разговаривать»? – просто кроет его трёхэтажными матами, слова не даёт вставить. Потом хлопает калиткой, садится в такси и таким интеллигентнейшим тоном произносит:

- Будьте любезны, отвезите меня, пожалуйста, - и называет адрес.

Вот и пойди-разберись, какой человек настоящий: волк ли тебе встретился в овечьей шкуре или овца примеряла волчий прикид?

Три буквы... «И»

В любом случае нынешняя «свобода слова» нашего общества меня тревожит. И не столько со стороны филологии, сколько со стороны энергетики и сознания.

По одной из теорий наше сознание может находиться на уровнях трёх «И»: инстинкта, интеллекта и интуиции.

При употреблении мата сознание человеческое однозначно ныряет на уровень инстинктов, на уровень, что называется, «ниже пояса». Ведь ненормативная лексика – это, как правило, слова, обозначающие гениталии или действия с ними связанные. И это перенос сознания в область нижних энергетических центров.

Доказано, что в человеке масса энергетических центров, но основными считаются семь, расположенные вдоль позвоночного столба. Нижние отвечают как раз за сексуальные энергии, сердечная – за «душевность», горловая – за способности к языкам и адекватное выражение мыслей через слова, открытый «третий глаз» обостряет ясновидение и интуицию, а теменная чакра способна связать нас с Космосом и Богом.

Как правило, у духовно здоровых людей открыты все центры (все чакры), энергии свободно циркулируют по телу, сознание настроено на позитив, а внутренний высоковибрационный свет не даёт приблизиться ни одному вирусу, ни одной болезни. Бунт и главенство сексуальных энергий вызывают дисгармоничность и полное или частичное закрытие верхних чакр, что может вызывать физические проблемы и состояние нездоровья на соответствующих уровнях – больное сердце, больное горло или больная голова. Оно вам надо?

Притча

Когда-то я тоже разбрасывался всевозможными негативными словами, интонация мира, эмоциями. Но, вероятно с возрастом, стал осознавать, что человек смертен в своём физическом теле, однако за годы жизни он может стать светлее или темнее в смысле хотя бы своей энергетики. И от этого будет зависеть наше посмертное существование.

Говорят, что Будда так ответил юноше, умолявшему помочь его умершему отцу переместиться в рай:

- Пойди, и принеси два кувшина – один наполни маслом, а другой камнями, и запечатай оба кувшина смолой.

Юноша, подумав, что всемогущий Будда готовит некий ритуал, быстро выполнил поручение.

- А теперь опусти кувшины в реку. Возьми палку и разбей их.

Парень, продолжая думать, что совершает мистический обряд, послушно разбил кувшины.

- Ну, так что же случилось с их содержимым? – спросил Будда.

- Как и положено, масло всплыло, а камни утонули, - пожал плечами юноша.

- Разве я (или кто-то ещё) могу сделать, чтобы было наоборот? Так и содержимое человека поднимается или опускается после смерти только в зависимости от веса накопленных энергий, и никакие молитвы, обряды и заклинания не в силах совершить обратное…

Финальный вывод

Что ж, констатируя разгул нецензурщины в современном обществе, я ни к чему не смею призывать читателя. За годы занятий такси-йогой я понял, что могу лишь не поддаваться общей тенденции и не сквернословить, хотя это очень и очень не характерно для людей моей профессиональной направленности. И теперь моя реальная непримиримость к бранным словам и к пассажирам, которые их употребляют, не такая уж жёсткая и кардинальная, как в начале моего таксования, поскольку, если начнёшь предъявлять претензии каждому матерящемуся, есть шанс и вовсе остаться без пассажиров – настолько мат сегодня в моде, настолько часто люди бранятся...

Гараж в Горно-Алтайске
Гараж в Горно-Алтайске