Привет, друзья! Это блог о недвижимости Краснодара и Краснодарского края и я Екатерина Романенко. Здесь я честно, без преувеличения рассказываю вам о рынке недвижимости нашего региона.
Более пятнадцати лет я занимаюсь недвижимостью. Работаю я исключительно по договору и только с одной стороной (тот, кто хотя бы раз сталкивался с услугами - знает на сколько это важно), мой телефон +7(928)211-33-77, там же есть ватсап, можете также найти меня в Ютуб по запросу "Переезд в Краснодар с Екатериной Романенко".
Сегодня просто размышления о том, возможно ли государственное регулирование цен в России и что этому может помешать?
Можно ли вообще допустить мысль о государственном регулировании цен на недвижимость?
События ноября 2020 года, когда нам "красиво" преподнесли повышение цен на недвижимость, как что-то необходимое, обусловленное ростом цен на строительные материалы, показали нам, что в нашей стране возможно всё и даже повышение цен вдвое по желанию небольшого сообщества людей.
Поэтому, каким бы странным не казалась мысль о государственном регулировании цен на жильё, допустить её возможно. Есть же у нас группы продуктов, цены на которые антимонопольная служба рассматривает "Под лупой"? Почему не появиться регулируемым ценам на жильё?
Плюсы и минусы государственного регулирования цен на жильё
На первый взгляд картинка кажется просто прекрасной:
- Государство включает в систему строительного рынка регуляторов.
- Издаёт ряд нормативных актов, которые определяют требования к регулируемым объектам.
- Граждане получают жильё по доступным ценам
Но не всё так просто:
Если кто-то разбирался в качестве продуктов, которые входят в потребительскую корзину, то понимает, что от тех продуктов, цены на которые регулирует государственные органы остаётся мало чего даже отдалённо напоминающего продукт, а производители стараются держаться как можно дальше от критериев, под которые подходят эти продукты, придумывая специальные объёмы, характеристики продукта, чтобы не ввязываться в процесс взаимодействия с регулятором.
Тоже самое, только в большем масштабе МОЖЕТ быть с жильём: возникнет множество механизмов, которые обходят нормативные акты, а контроль превратится в бездонную бочку для поборов и обогащение контролирующих органов.
В итоге, на первом этапе мы гарантированно получим:
- Манипуляции с нормативными актами со стороны застройщиков.
- Максимально низкое качество строительства.
- Коррупционную составляющую
Но мы получим то самое дешёвое жильё, которое может себе позволить себе большее количество людей, чем сейчас.
Хрущёвки 2.0?
Да, вероятнее всего это будут типовые недорогие дома самого низкого качества строительства, а сейчас разве таких нет? Они на каждом шагу, просто по высоким ценам.
Для размышления: попробуйте найти хоть один проект застройщика и данные о том, какой процент там составляют затраты на строительные материалы и почему при ЗАЯВЛЕННОЙ СРЕДНЕЙ себестоимости 30 600 рублей в январе этого года (официальные данные), средняя рыночная стоимость на тот же январь составляла 76 900 рублей?
И здесь вопрос цен на строительные материалы не при чём, так как материалы были заложены в проектные декларации ещё в ноябре с большим запасом.
Надеюсь все понимают, что за тем правильные ли цифры подаёт застройщик никто не следит - это же частная компания, поэтому цены в смете будут среднерыночными, а цены закупа крупно оптовыми с отсрочкой в 2-3 месяца.
Я это к тому, что социальной направленности в стройках даже не просматривается и регулятор на данный момент хуже не сделает, на мой взгляд.
Ещё раз повторюсь, что с ноября 2020 подорожали не все строительные материалы, используемые при строительстве многоквартирных домов, а доля затрат на строительные материалы при возведении многоквартирного дома в лучшем случае составляет 25%, не забываем о спецтехнике, ФОТе(или аутсорсинге), участке и прочих затратах, которые сопровождают стройку.
А как же с вопросом строительных материалов? Производители не будут продать строительные материалы по низким ценам?
Будут. Хотите пример: поставки продовольственной продукции в торговые сети, которые вы видите на полках под СТМ сетей (собственная торговая марка) типа "Красная цена", "Свежесть", "Каждый день" и прочее. Если углубляться, то эти продукты не совсем качественные, но они есть. Кто сказал, что все остальные продукты высокого качества?
Со строительными материалами также. Только в прошлом году была информация о закрытии нескольких заводов по производству керамического кирпича, который продавали по бросовым ценам. Эти заводы закрылись именно из-за низкого спроса, хотя цены были вполне демократическими, а потенциальные объемы производства были огромными (к примеру в городе Клинцы Брянской области закрылся завод с хорошим чешским оборудованием, который по потенциальному объёму мог быть третьим в России по производству кирпича).
А что с металлом? На него-то цены растут постоянно?
Как вариант, не единственный, конечно, предложить поступить с металлом как и со сливочным маслом - его можно сделать биржевым товаром или ввести квоты на вывоз. Почему нет - это такие же природные ископаемые.
Это же уничтожит конкуренцию на рынке!
Давайте будем честными - её и так нет. Цены на недвижимость поднимаются как по мановению волшебной палочки, как по команде. Они никак не привязаны к себестоимости, поднимаются они по новостям, при этом не растёт покупательская способность населения.
Кто будет регулировать?
Думаю, запуск чего-то типа строительных операторов (по аналогии с тур.отраслью или в ВПК) хорошо откатали на других отраслях, возможно это будет государственно-частное партнёрство. Проблема только одна: если это запустится, за этим будут стоять люди, а люди у нас, как известно ещё не стали социально зрелыми, но я и не говорила, что на все вопросы есть ответы здесь и сейчас. Я просто поразмышляла возможно ли это в принципе.
В общем, я поразмышляла, присоединяйтесь. На мой взгляд, в нашей стране такой сценарий не исключён, хотя некоторые моменты и являются сложными для запуска. Хороших выходных!