Найти в Дзене
Код Дурова

На грани абсурда. Как суперприложения постепенно завоёвывают мир

Оглавление

Тренд создания супераппов или суперприложений понятен не всем. У них есть как сторонники, так и противники. Углубляемся в их историю, разбираем причины создания, преимущества и перспективы существования подобных проектов.

Когда супераппы появились и откуда они родом?

Суперприложение — это программа, включающая в себя расширенную базу услуг и сервисов. Сегодня в рамках одного приложения пользователи могут пользоваться функциями заказа такси или аренды транспорта, доставки еды и товаров, а также различными финансовыми инструментами. Термин «super app» мир впервые услышал от Майка Лазаридиса, основателя BlackBerry. На выставке MWC 2010 он представил собственную концепию суперприложений. Тогда он заявлял, что суперапп — это закрытая экосистема, в которой одновременно могут жить множество приложений, предлагающих «бесшовный, интегрированный, контекстуализированный и эффективный опыт».

Презентация на MWC 2010slide 1 of 1
Презентация на MWC 2010slide 1 of 1

В те времена Лазаридис верил в то, что данная концепция поспособствует удержанию аудитории BlackBerry. Впрочем, с этим как-то не срослось. В то же время история супераппов медленно зарождалась в Азии. Почти 11 лет назад в Индонезии появился проект Gojek — это мультисервисная платформа, которая изначально позиционировалась в качестве колл-центра для служб курьерской доставки и мототакси. Уже в 2015 году в Gojek появились сервисы GoRide, GoFood, GoShop и GoSend. Сегодня суперапп с сотнями миллионов клиентов объединяет более двух десятков сервисов, некоторые из которых позволяют, например, оплачивать коммунальные платежи и прочие счета, или даже вызывать на дом массажиста.

В 2012 году в Малайзии появилось приложение Grab. Сначала оно давало возможность заказывать такси, позже функциональность расширилась вплоть до аренды скутеров и велосипедов, заказа еды, посылок и бронирований отелей. Grab также оказывает услуги в сфере онлайн-медицины и даже позволяет оформлять страховку и кредиты. Сотни миллионов пользователей в восьми странах азиатского региона — важное преимущество. Грех им не воспользоваться, поэтому Grab ринулся изучать другие отрасли. Например, было подписано соглашение с онлайн-кинотеатром HOOQ, что сделало его главным конкурентом Netflix в Азии.

Grabslide 1 of 1
Grabslide 1 of 1

Ну и как же без китайского мессенджера WeChat, запущенного в 2011 году? Сегодня компания уверенно (или вынужденно) компенсирует негативный осадок, который остаётся у жителей КНР из-за «великого китайского файервола», результатом которого являются заблокированные западные сервисы по типу WhatsApp, Google или Facebook. У WeChat есть всё — от ключевых государственных услуг до различных лайфстайл-сервисов. Не только общаться здесь можно, но и покупать еду, товары от локальных и международных брендов, заказывать такси, арендовать транспорт, бронировать отели, оформлять кредит, играть, приобретать билеты на мероприятия и пользоваться путеводителем для выезжающих за рубеж граждан.

Какую тенденцию мы наблюдаем сегодня?

В некоторых регионах мира суперприложения играют не самую очевидную, но очень важную роль в жизни людей. Вот, например, стоит только вспомнить, что меньше 30% жителей Азии имеют счета в банке, а у остальных их попросту нет. Это недоразумение исправляет WeChat, под который подстроены многие компании и службы. То есть, купить и оплатить можно прямо в мессенджере. Статистика не обманывает, через WeChat Pay ежемесячно проходит более миллиарда транзакций. Способ оплаты, как и у принадлежащей Alibaba китайской платёжной системе Alipay — через QR-код.

WeChatslide 1 of 1
WeChatslide 1 of 1

Китайский WeChat — не единственный успешный кейс. Например, в Японии отличным супераппом стал мессенджер Line. За пределами Азии тоже есть на что взглянуть. Крупнейшим суперприложением в США можно считать Uber. Он позволяет вызывать такси и каршеринг, а также заказывать товары и еду. Ещё у компании есть платёжный сервис UberMoney, а также Uber Wallet, к которому подключены клиенты, водители и курьеры. Активно развиваются и Google Карты — они дают возможность в том числе заказывать еду, бронировать отели или столики в ресторанах, либо вызывать такси. Суперапп американский IT-гигант в прошлом году решил делать и из Google Pay:

На пути к созданию суперприложений отметились Facebook и Airbnb. Первый хочет развиваться в направлении услуг для бизнеса, второй пожелал превратиться из сервиса бронирования жилья в крупнейшую туристическую платформу. Интерес вызывают и проекты из Латинской Америки, например, OMNi и Rappi. Первый является финтех-стартапом, который позволяет пользователям осуществлять переводы между своими контактами и, например, платить при помощи QR-кода. А вот Rappi невероятно быстро вырос из маленького стартапа по доставке еды в одну из крупнейших в регионе многофункциональных цифровых платформ с оценкой в $3,5 млрд.

А в России как дела?

Первые звоночки, намекающие на скорое появление супераппов в нашей стране, появились в конце 2019 года. Кажется, навечно затянувшийся период пандемии коронавируса, как бы это грубо не звучало, оказался достаточно удачным для лидеров IT-сектора в России. В повседневную жизнь россиян супераппы внедрились очень быстро. Интернет-сообщество при первом знакомстве реагировало на них отличными мемами.

Пикабуslide 1 of 1
Пикабуslide 1 of 1

Изначально многие воспринимали суперприложения как чрезвычайную дикость. Мол, «зачем нам эта свалка разнообразных и порой несовместимых друг с другом функций»? Но сегодня вряд ли покажется странным заказать яблочный пирог в приложении, которое изначально использовалось исключительно для вызова такси. Самый яркий пример успешной реализации суперприложения в России — это ВКонтакте. Соцсеть давно имеет в своём арсенале VK Mini Apps или же просто мини-приложения.

Хочешь, заказывай еду, товары, такси. А можешь посмотреть погоду, найти интересные вакансии, ознакомиться с данными по коронавирусу, либо же расслабиться и запустить онлайн-игры. Всё это дополняется «Марусей» — встроенным голосовым помощником. Мини-приложения ВКонтакте ежемесячно используют порядка 42 млн пользователей. В соцсети гордятся, что данная цифра удваивается каждый год.

ВКонтактеslide 1 of 1
ВКонтактеslide 1 of 1

Российские банки тоже стараются прийти к концепции супераппов и вносят особый вклад в этом направлении. Собственно, им это легко даётся, ибо они обладают мощной базой проверенных технологических решений, позволяющих без явных косяков осваивать новые отрасли. Правда, тот же Сбербанк, у которого есть зарегистрированный товарный знак SuperApp, пока никуда не спешит. ВТБ тоже на пути к интеграции различных сервисов. А вот Тинькофф уже давно позволяет не только покупать билеты на мероприятия, кино, ж/д поездки и перелёты, но и бронировать столик в ресторане, заправлять машину, покупать книги.

А ещё в приложении банка можно заказывать еду, технику, цветы и многое другое. Чтобы не теряться в супераппе, помочь клиентам Тинькофф спешит голосовой ассистент Олег. Партнёрам банка интегрироваться в эту экосистему не так трудно. К маркетплейсу Тинькофф можно подключиться через OpenAPI, что позволяет пользователям переходить в приложение той или иной компании прямо внутри супераппа. Плотная интеграция даёт возможность клиентам прямо в Тинькофф выбирать подходящий товар и покупать его.

Яндекс.Goslide 1 of 1
Яндекс.Goslide 1 of 1

Ну и остаётся ещё один примечательный пример — Яндекс Go, объединяющий в себе заказ такси, еды, продуктов и самокатов. А ещё тут есть каршеринг и перевозка грузов. Помимо Яндекс.Go можно назвать и несколько других сервисов Яндекса. Например, Карты, в которых можно не только искать локации, но и полностью изучать их. Самые крутые функции приложения — возможность заправлять свою машину прямо в Картах или вызывать такси к какой-то локации.

Сейчас ещё и Telegram подключится, да?

Смотреть на это стоит скептически. На протяжении нескольких лет можно наблюдать за существенной трансформацией мессенджера. Чем больше функций появляется, тем чаще хочется назвать Telegram суперприложением. Спешить с такими мыслями пока рано. В первую очередь, это мессенджер. Мы можем переписываться, звонить, проводить личные и групповые видеозвонки, принимать участие в голосовых чатах.

Да, появляется много планов по добавлению функций для бизнеса и обычных пользователей. Развитие функциональных возможностей, не связанных с общением, очевидно, в Telegram и дальше будет плавным и без спешки. Команда Дурова никогда не пыталась запрыгнуть в поезд «тренда по созданию навороченных программ», объединяющих в себе безмерное количество разнообразных продуктов.

Павел Дуров уже напоминал, что «конечная цель Telegram — стать финансово устойчивым проектом, который может служить человечеству в течение десятилетий (или столетий)». Именно на этом пути команда мессенджера сейчас и находится. Хотя заказывать бургеры или заказывать такси прямо в Telegram — идея благородная. Впрочем, реализовывать всякие фишки могут сторонние компании, и в этом им может помочь достаточно развитая бот-платформа.

KOD.RU / Дарья Маркечкоslide 1 of 1
KOD.RU / Дарья Маркечкоslide 1 of 1

Очень метко в недавнем эфире Clubhouse про будущее супераппов высказался директор по развитию суперприложения ВКонтакте Антон Циварев. Он считает, что международному проекту (коим Telegram и является), сделать востребованный во всём мире суперапп сложно. По его словам, для того, «чтобы стать успешным суперприложением в какой-то стране, следует найти хороших партнёров», которые будут интегрироваться для предоставления различных сервисов и услуг.

Кстати, почитать расшифровку эфира, которую подготовил создатель блога Dnative и сооснователь подкаст-платформы mave Алексей Ткачук, можно на vc.ru:

Создавать супераппы тяжело?

Это так. Для обеспечения стабильной работы суперприложения компания должна иметь в наличии соответствующую технологичную платформу. Для её разработки у бизнеса должны быть качественные ресурсы высокого уровня. Ну и без партнёров, которые могут подключать свои сервисы к проекту, никак не обойтись. Так считает директор Grab Адити Шарма:

С самого начала было ясно, что делать [суперприложение] в одиночку не совсем практично. Со стратегической точки зрения, для нас более целесообразно построить здоровую экосистему партнёров вокруг наших пользователей.

Клиенты не потерпят ужасных ситуаций, когда какие-то продукты оказываются недоступными из-за отсутствия налаженной работы. Надёжность и безопасность должны сопровождаться ещё одним важным моментом — возможностью инфраструктуры супераппа подстраиваться под запросы и потребности пользователей. Руководитель направления развития департамента стратегии и развития компании Rubytech Тимур Мирзаев медиа-проекту «Сбер Про» рассказывал, что для правильного функционирования супераппа важны все компоненты системы.

Речь идёт об «инженерной инфраструктуре, технологиях обработки и хранения данных, сетевом взаимодействии, коммуникациях и информационной безопасности». Он утверждает, что последний компонент тоже имеет вес. Достаточно вспомнить банковские приложения, у которых есть ключевая задача по «сохранению баланса между скоростью» предоставления услуг и «надёжностью защиты данных».

Суперприложения действительно так нужны?

Можно с полной уверенностью утверждать, что компании нуждаются в любых способах борьбы за пользователей. Супераппы способны покрывать потребности клиентов без необходимости выхода из программы. «Может, сюда загляну?», «О, а вот я ещё хотел кое-что купить, как я мог забыть!?». Вот такие запросы приводят к тому, что человек проведёт больше времени в одном приложении. В одном приложении выше шанс привлечь внимание к той или иной услуге, проекту или сервису.

Но в целом компаниям попросту выгодно создавать суперприложения, ведь это существенно может сэкономить их ресурсы. Многие из них и правда уверены, что такая концепция увеличит охват тех или иных услуг, а количество заказов продуктов разного плана может только возрасти. Для любого пользователя действительно в этом есть очевидный плюс. Например, когда хочешь вызывать такси домой и сразу же вспоминаешь, что тебе надо бы заказать продукты на ужин. Не надо выходить из приложения, всё нужное рядом.

KOD.RU / DataStockslide 1 of 1
KOD.RU / DataStockslide 1 of 1

Но от некоторых людей всё равно можно услышать, что проще пользоваться разными услугами в отдельных программах: такси заказываем в одном приложении, еду — в другом. Про конкуренцию тоже не стоит забывать. Суперприложения важны и для гигантов рынка, которые владеют разными бизнесами. Ситуация, очевидно, может выглядеть забавно. Раньше мы переключались между приложениями, чтобы воспользоваться разными услугами.

В будущем, получается, будем переключаться между супераппами, чтобы проверить, у какого владельца кучи разных сервисов та или иная услуга будет выгоднее. И ведь так оно и есть — много ли людей пользуются сервисами исключительно от одной компании? Это абсолютная норма, когда человек вызывает такси в «Ситимобиле» от Mail.Ru Group, но доставку ожидает от «Яндекс.Еды», а не от «Delivery Club».

Хотя и не стоит исключать, что компании внутри той или иной страны могут создавать супераппы, услуги в которых более профильные — то есть, не пересекаются с интересами аудитории супераппа от другой фирмы.

Что дальше? «Суперпупераппы» или «Гиперприложения»?

Вряд ли в ближайшее время мы сможем наблюдать обратимый тренд, когда компании будут массово отказываться от идеи супераппов, постепенно упрощая и уничтожая ненужные функции в них. Правильным трендом для любого суперприложения должно быть глубокое внедрение алгоритмов искусственного интеллекта. Не так просто грамотно построить структуру интерфейса, которая минимизирует количество действий пользователя и позволит избежать «хаотичного шлака» в виде кучи услуг на экране.

Но сегодня у разработчиков есть все инструменты, которые позволяют при помощи «магии» делать так, чтобы даже самые нагруженные приложения индивидуально подстраивались под актуальные интересы пользователя. Обучаемые нейросети могут буквально «уничтожать» ненужные функции. А ещё не стоит забывать про безопасность — не очень хотелось бы, чтобы супераппы влиятельных игроков рынка делились своими данными с кем-то, в том числе с властями.

Что-то подобное происходит в Китае: там платёжная система Alipay, которая также считается супераппом, успешно собирает данные пользователей и передаёт их соответствующей компании. На основе полученной информации формируется социальный рейтинг человека, который сильно влияет на то, насколько велики шансы получить не только кредит, но и какие-либо государственные услуги. Суперприложения не могут о нас ничего не знать — они обязаны знать нас досконально. Но всё должно храниться в тайне, что в наше время, увы, всё ещё проблематично.