Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

«Самолёт» – от слов «сам летает». Ошибки роста

Василий Иванович Ерёмичев После выпуска из училища, попав в боевой полк, мы, молодые лейтенанты, постепенно и уверенно осваивали самолёт Ил-28 и все аспекты его боевого применения. Естественно, на этом пути были не только розы, но и шипы. Например, лично наш экипаж Москат – Ерёмичев, выполняя задание в пилотажной зоне, потерял ориентировку, и восстанавливать её пришлось по «компасу Кагановича», то есть полётом вдоль железной дороги до знакомой станции. Правда, до прочтения вместо названия станции вывески «Буфет» не дошло. Другой экипаж, перепутав визуально две речки, Днестр и Южный Буг, не смог попасть на полигон. Штурман Геннадий Войтко доложил командиру Андрею Кличу, что заблудился, а на вопрос командира: «Что теперь делать?» – ответил: «Ты командир, ты и принимай решение!» Возмущению Клича не было предела, а случай вошёл в анналы полкового юмора. Самолёт Ил-28 был очень надёжным и прощал пилотам многое. Он обладал завидной устойчивостью по скорости. Сослуживцы рассказывал
Оглавление

Василий Иванович Ерёмичев

-2

После выпуска из училища, попав в боевой полк, мы, молодые лейтенанты, постепенно и уверенно осваивали самолёт Ил-28 и все аспекты его боевого применения.

Естественно, на этом пути были не только розы, но и шипы. Например, лично наш экипаж Москат – Ерёмичев, выполняя задание в пилотажной зоне, потерял ориентировку, и восстанавливать её пришлось по «компасу Кагановича», то есть полётом вдоль железной дороги до знакомой станции. Правда, до прочтения вместо названия станции вывески «Буфет» не дошло.

Другой экипаж, перепутав визуально две речки, Днестр и Южный Буг, не смог попасть на полигон. Штурман Геннадий Войтко доложил командиру Андрею Кличу, что заблудился, а на вопрос командира: «Что теперь делать?» – ответил: «Ты командир, ты и принимай решение!» Возмущению Клича не было предела, а случай вошёл в анналы полкового юмора.

Самолёт Ил-28 был очень надёжным и прощал пилотам многое. Он обладал завидной устойчивостью по скорости. Сослуживцы рассказывали об одном неординарном происшествии, случившемся в полку.

Один экипаж выполнял перелёт на большой высоте. Лётчик, по разгильдяйству, недостаточно плотно притянул кислородную маску, а тут произошла разгерметизация кабины. Лётчик потерял сознание. На все вызовы экипажа и наземных пунктов управления ответов не было. Ситуация стала безвыходной и экипаж получил команду с земли «покинуть самолёт». При покидании самолёта стрелком-радистом остаётся открытым задний люк, который создал пикирующий момент, и самолёт перешёл на снижение.

По мере нарастания скорости самолёт выходил в горизонтальный полёт, а при потере скорости – на снижение.

При очередном выходе в горизонтальный полёт, уже у самой земли, самолёт сам садится в кусты на болотистой местности. От резкого толчка пилот очнулся, жив, здоров и невредим, экипажа нет, а вокруг болото и заросли кустарника. Дальнейшее каждый может представить сам. В общем, получилось, что самолёт оправдал своё наименование «сам летает»…

-3

Ошибки роста

Через два года все мы, молодые лётчики и штурманы, получили второй класс, несмотря на достаточно большое количество «ошибок роста». А ошибки в авиации бывают разные и с разными последствиями. Приведу несколько случаев.

Один из командиров эскадрильи требовал от своих лётчиков после посадки как можно дольше удерживать самолёт на двух колёсах, не касаясь полосы поднятым передним колесом. Лётчики – народ умный, да ещё и с юмором. Один пилот перекачал топливо в заднюю группу баков и с поднятым передним колесом зарулил на стоянку, где после выключения двигателей самолёт плавно опустился кормовой турелью на бетон. Никаких поломок не было, но юмор был на лицо.

-4

***

После полёта надо было снять с держателя не сброшенную в полёте бомбу ФОТАБ-100. Это такая магниевая лампа-вспышка весом 100 килограмм.

Техники положили на бетон под бомболюки большую автомобильную покрышку и решили аварийным сбросом снять эту бомбу, забывая, что закон Мерфи никто не отменял. И вот, вопреки ожиданиям, бомба падает частично на покрышку, а частично на бетон, почему-то срабатывает взрыватель, происходит ярчайшая вспышка и самолёт полностью сгорает на стоянке…

Кстати, один из законов Мерфи гласит, что «если имеется вероятность возникновения нехорошей ситуации, то она непременно возникнет в самый неподходящий момент».

***

Недалеко от г. Львова был небольшой полигон Каменка-Бугская с основным курсом захода 12°. На полигоне для бомбометания с ПСБН были установлены уголковые отражатели. А с перелётом 11 километров и чуть слева была и есть Добротворская ГРЭС международного значения, которая давала засветку на экране ПСБН, несколько похожую на отметку цели.

В целях обеспечения безопасности полётов на полигоне стоял наземный радиолокатор, по которому руководитель полётов на полигоне следил за воздушной обстановкой и давал разрешение на бомбометание только в том случае, когда доклад экипажа о дальности до цели совпадал с показаниями локатора.

Не буду называть фамилии членов экипажа, но однажды штурман после изменения масштаба экрана ПСБН потерял цель и наложил перекрестие на отметку ГРЭС. Звёзды сошлись.

Руководитель полётов или не посмотрел на экран локатора, или по другой причине дал разрешение на работу, то есть на бомбометание.

Закон Мерфи срабатывает, и на ГРЭС падает боевая бомба ОФАБ-100. Выбито много стёкол, порвано много проводов.

К счастью, жертв нет, даже устояли ёмкости с водородом. После расследования и разбора мы узнали, что эту ГРЭС уже бомбили раньше дважды с интервалом 5 лет. Более того, через пять лет я узнаю, что её снова бомбили в сходных обстоятельствах и опять боевыми бомбами. Ох уж этот закон Мерфи!

Продолжение: https://dzen.ru/a/YQdmcl_fgwX_cZvR?referrer_clid=1400&

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен