Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Наш ответ Тарантино: Как новый русский фильм «Красный призрак» превратил партизан в черепашек-ниндзя

Оглавление

Военно-приключенческая клюква под эгидой бывшего министра культуры

Красный призрак (Алексей Шевченков) - собирательный образ неизвестного солдата-героя. Партизан-одиночка бегает по сугробам и убивает фашистов
Красный призрак (Алексей Шевченков) - собирательный образ неизвестного солдата-героя. Партизан-одиночка бегает по сугробам и убивает фашистов

О чем фильм

Одинокий рейнджер с красной рэмбо-повязкой бегает по снегам села Медынь и отстреливает фашистов. Один из них так испугался, что побежал к своим босиком по морозу в женском платье, как Керенский от большевиков. Беременную достали из сундука, чуть не убили, и вот она счастливая рожает нового партизана. Роды принимает пенсионерный Гостюхин, а помогает отмороженный Юра Борисов, которого недавно нашли в лесу, и он так замерз, что за весь фильм не произнес ни единого слова в голос и ни разу так и не снял шапку…

Звучит как генератор бреда, но это лишь некоторые эпизоды нового российского фильма «Красный призрак» о Великой Отечественной войне, снятого под эгидой Российского военно-исторического общества и Министерства культуры. Медынь – это не поклон Мединскому, а реальное место сражения во время Вяземской операции в 1941, но авторам на это, в общем-то, плевать, слишком уж заигрались в «Бесславных ублюдков».

Немцы после бани под Москвой
Немцы после бани под Москвой

Вестерн или комикс? Или привет от Алексея Германа с того света?

Режиссер Андрей Богатырев называет свой фильм «Красный призрак» вестерном, а в числе источников вдохновения упоминает Тарантино и Германа. Действительно, партизанский отряд под руководством заросшего пожилого мужика со строгим политруком и примкнувшим то ли дезертиром, то ли предателем – прямая калька с «Проверки на дорогах»: вместо Ролана Быкова Владимир Гостюхин, вместо Владимира Заманского – Юра Борисов, а вместо Олега Борисова и Анатолия Солоницына ещё какие-то чуваки.

Даже не сопоставляя актерские таланты спорного фильма Германа с участниками шапито под названием «Красный призрак», говорят они вполне по-германовски – нечленораздельно, неграмотно, как в самой глухой деревне. Немцы – и то понятнее: говорят по-немецки с четким внятным переводом. И ладно Борисов, отмороженный, сипит, хрипит и до конца не понятно, его убили или нет. Но остальные?

Отмороженный, он же Замороженный (надежда российского кино Юра Борисов, которому делают биографию)
Отмороженный, он же Замороженный (надежда российского кино Юра Борисов, которому делают биографию)

Это не партизанский, это какой-то инклюзивный отряд: один старый-престарый, другой одноглазый и немой, третий алкаш и травит анекдоты в духе приснопамятной передачи «Городок» про русского-англичанина-«лягушатника» на войне (это про волшебный пинок под зад), ну а четвертая вообще беременная, и пока она рожает, мужики нервно курят в сторонке (это стыренная сцена из «Офицеров», я ждала, что Юра Борисов побежит в сугроб и принесет ей подснежники, но вместо цветов неожиданно нагрянули немцы).

Конечно, это никакой не вестерн. И не истерн. Там все-таки герой выступает сам за себя, а тут война, и ему надо спасать всех остальных. Отдаленно напоминает комикс про супергероев, только тут они совсем не «супер», а достаточно убогие, как и те, кого им придется спасти. Не знаю, в какой колонии строгого режима набирали актеров и массовку, но, кажется, все уже давно к такому привыкли, а если нет – привыкайте.

Красный призрак 2.0 Слепой на один глаз, но стреляет метко, попадание 100%
Красный призрак 2.0 Слепой на один глаз, но стреляет метко, попадание 100%

Короче, никакой это не Тарантино, а скорее всего авторы пересмотрели в детстве на видиках «Черепашек-ниндзя» или боевиков про японских якудза с мочиловом, кетчупом в роли кровищи и фактурными лицами монстров. И если актер Алексей Шевченков раньше мог рассчитывать разве что на роль очередного Кротова из «Противостояния», то сейчас он воплощает собирательный образ неизвестного солдата-героя.

Идея против экшна. Кто придумал алко-шутки и что нас ждет дальше

Современные российские фильмы о войне часто критикуют за отсутствие идейной составляющей. Самый очевидный пример – это смерть Зои Космодемьянской «за булочку и трамвайчик». Впрочем, в каждой из новых интерпретаций, даже под «патриотическим» флагом, находится время и место для исторических спекуляций. В «Красном призраке», например, есть совершенно идиотский диалог двух фашистов перед портретом Ленина с прикрепленной к нему иконой:

– У русских два бога.
– А у нас разве не так же?

Партизаны на привале. В центре - дед в исполнении Владимира Гостюхина. Неловкость.
Партизаны на привале. В центре - дед в исполнении Владимира Гостюхина. Неловкость.

Религиозность так и лезет: Гостюхин всё время крестится, другие чуть что – сразу поминают бога (но не Ленина). Или водку. Алко-юмор – наше всё, но авторы «Красного призрака» явно переборщили. Сценарий писали трое: режиссер Андрей Богатырев и два актера Вячеслав Шихалеев (который, кажется, сыграл командира, но это не точно, слишком уж многие тут друг на друга похожи) и Павел Абраменков, который сыграл того самого партизана-юмориста. Кроме анекдотов он мечтательно рассуждает о спирте, а в самый напряженный момент находит бутыль самогонки, вливает ее в себя и бежит на немца, не страшась ни пуль, ни всемирного тяготения.

Если про Шихалеева и Абраменкова известно мало, кроме того, что они озвучивают фильмы и сериалы и иногда в них играют, то про Богатырева есть статья в Википедии, где, например, сообщается, что он учился в мастерской Караджева и Резникова в ВГИКе. Резников – оператор «Маленькой Веры» и прочего перестроечного шлака, а Караджев до сих пор штампует любительские документальные фильмы про тоталитарно-ужасное советское прошлое: совсем недавно он умудрился посвятить весь фильм о писателе Пришвине печально известному «историку» Дмитриеву, и это не единичный случай. Наличие во ВГИКе подобных преподавателей в принципе вызывает вопросы о качестве кинообразования в целом, и это отдельный большой разговор. В общем, всё это добро режиссер Богатырев впитал, переварил и выплюнул на нас. Даже страшно представить, каким будет его следующий фильм про самбо, действие которого разворачивается в 30-е годы прошлого века.

Приятного просмотра не желаю, потому что смотреть пока нечего.