Военно-приключенческая клюква под эгидой бывшего министра культуры
О чем фильм
Одинокий рейнджер с красной рэмбо-повязкой бегает по снегам села Медынь и отстреливает фашистов. Один из них так испугался, что побежал к своим босиком по морозу в женском платье, как Керенский от большевиков. Беременную достали из сундука, чуть не убили, и вот она счастливая рожает нового партизана. Роды принимает пенсионерный Гостюхин, а помогает отмороженный Юра Борисов, которого недавно нашли в лесу, и он так замерз, что за весь фильм не произнес ни единого слова в голос и ни разу так и не снял шапку…
Звучит как генератор бреда, но это лишь некоторые эпизоды нового российского фильма «Красный призрак» о Великой Отечественной войне, снятого под эгидой Российского военно-исторического общества и Министерства культуры. Медынь – это не поклон Мединскому, а реальное место сражения во время Вяземской операции в 1941, но авторам на это, в общем-то, плевать, слишком уж заигрались в «Бесславных ублюдков».
Вестерн или комикс? Или привет от Алексея Германа с того света?
Режиссер Андрей Богатырев называет свой фильм «Красный призрак» вестерном, а в числе источников вдохновения упоминает Тарантино и Германа. Действительно, партизанский отряд под руководством заросшего пожилого мужика со строгим политруком и примкнувшим то ли дезертиром, то ли предателем – прямая калька с «Проверки на дорогах»: вместо Ролана Быкова Владимир Гостюхин, вместо Владимира Заманского – Юра Борисов, а вместо Олега Борисова и Анатолия Солоницына ещё какие-то чуваки.
Даже не сопоставляя актерские таланты спорного фильма Германа с участниками шапито под названием «Красный призрак», говорят они вполне по-германовски – нечленораздельно, неграмотно, как в самой глухой деревне. Немцы – и то понятнее: говорят по-немецки с четким внятным переводом. И ладно Борисов, отмороженный, сипит, хрипит и до конца не понятно, его убили или нет. Но остальные?
Это не партизанский, это какой-то инклюзивный отряд: один старый-престарый, другой одноглазый и немой, третий алкаш и травит анекдоты в духе приснопамятной передачи «Городок» про русского-англичанина-«лягушатника» на войне (это про волшебный пинок под зад), ну а четвертая вообще беременная, и пока она рожает, мужики нервно курят в сторонке (это стыренная сцена из «Офицеров», я ждала, что Юра Борисов побежит в сугроб и принесет ей подснежники, но вместо цветов неожиданно нагрянули немцы).
Конечно, это никакой не вестерн. И не истерн. Там все-таки герой выступает сам за себя, а тут война, и ему надо спасать всех остальных. Отдаленно напоминает комикс про супергероев, только тут они совсем не «супер», а достаточно убогие, как и те, кого им придется спасти. Не знаю, в какой колонии строгого режима набирали актеров и массовку, но, кажется, все уже давно к такому привыкли, а если нет – привыкайте.
Короче, никакой это не Тарантино, а скорее всего авторы пересмотрели в детстве на видиках «Черепашек-ниндзя» или боевиков про японских якудза с мочиловом, кетчупом в роли кровищи и фактурными лицами монстров. И если актер Алексей Шевченков раньше мог рассчитывать разве что на роль очередного Кротова из «Противостояния», то сейчас он воплощает собирательный образ неизвестного солдата-героя.
Идея против экшна. Кто придумал алко-шутки и что нас ждет дальше
Современные российские фильмы о войне часто критикуют за отсутствие идейной составляющей. Самый очевидный пример – это смерть Зои Космодемьянской «за булочку и трамвайчик». Впрочем, в каждой из новых интерпретаций, даже под «патриотическим» флагом, находится время и место для исторических спекуляций. В «Красном призраке», например, есть совершенно идиотский диалог двух фашистов перед портретом Ленина с прикрепленной к нему иконой:
– У русских два бога.
– А у нас разве не так же?
Религиозность так и лезет: Гостюхин всё время крестится, другие чуть что – сразу поминают бога (но не Ленина). Или водку. Алко-юмор – наше всё, но авторы «Красного призрака» явно переборщили. Сценарий писали трое: режиссер Андрей Богатырев и два актера Вячеслав Шихалеев (который, кажется, сыграл командира, но это не точно, слишком уж многие тут друг на друга похожи) и Павел Абраменков, который сыграл того самого партизана-юмориста. Кроме анекдотов он мечтательно рассуждает о спирте, а в самый напряженный момент находит бутыль самогонки, вливает ее в себя и бежит на немца, не страшась ни пуль, ни всемирного тяготения.
Если про Шихалеева и Абраменкова известно мало, кроме того, что они озвучивают фильмы и сериалы и иногда в них играют, то про Богатырева есть статья в Википедии, где, например, сообщается, что он учился в мастерской Караджева и Резникова в ВГИКе. Резников – оператор «Маленькой Веры» и прочего перестроечного шлака, а Караджев до сих пор штампует любительские документальные фильмы про тоталитарно-ужасное советское прошлое: совсем недавно он умудрился посвятить весь фильм о писателе Пришвине печально известному «историку» Дмитриеву, и это не единичный случай. Наличие во ВГИКе подобных преподавателей в принципе вызывает вопросы о качестве кинообразования в целом, и это отдельный большой разговор. В общем, всё это добро режиссер Богатырев впитал, переварил и выплюнул на нас. Даже страшно представить, каким будет его следующий фильм про самбо, действие которого разворачивается в 30-е годы прошлого века.
Приятного просмотра не желаю, потому что смотреть пока нечего.