Найти тему
Марина Беликова

«Унесённые ветром»: рассматриваю важные отличия между книгой и фильмом

Возможно, вы когда-то читали эту книгу. А если не читали, то уж наверняка смотрели двухсерийную экранизацию романа с бесподобной Вивьен Ли в главной роли.

И хотя я обожаю этот фильм, нельзя не согласиться с тем, что «книга лучше» просто потому, что в него не вошло огромное количество деталей, раскрывающих и характер героев, и суть произведения. Сегодня я остановлюсь на некоторых из них.

1) Материнство Скарлетт

У главной героини было трое детей, а не одна дочь от Ретта Батлера, как это было показано в фильме. По-моему, это сильное упущение. Именно в материнстве проявляется максимально противоречивый характер героини. В целом Скарлетт можно назвать плохой матерью – холодной, нелюбящей, вечно раздражённой.

У Скарлетт был сын от первого мужа Чарльза, брата Мелани. С ним она – семнадцатилетняя вдова – и приезжает в Атланту к родственникам покойного мужа. Скарлетт тяготит её ребёнок – на протяжении всего романа это проходит красной нитью.

Нелюбимый первый муж Скарлетт
Нелюбимый первый муж Скарлетт

Но вместе с тем мы видим, что она добросовестно заботиться о маленькой Уэйде и даже проявляет некоторое подобие любви. Во время голода она думает о том, чтобы накормить малыша его любимой куриной ножкой, а не надоевшим тому ямсом. Когда янки вторгаются в дом и выносят ценности, мальчик начинает плакать: солдат забрал саблю его отца, которой он очень дорожит. Скарлетт не побоялась вступиться за сына и командир янки вернул ценную для ребёнка память о покойном отце. В персонажа веришь, потому что перед нами не идеальная Мэри Сью, а живой человек со своими слабостями и достоинствами.

Маргарет Митчелл показывает, что Скарлетт не созрела быть матерью (а кто бы созрел в семнадцать лет?)

Вивьен Ли значительно старше, но хорошо отыгрывает ребячество Скарлетт
Вивьен Ли значительно старше, но хорошо отыгрывает ребячество Скарлетт

По сути она сама ещё ребёнок, а тут война, голод и прочие ужасы. Вторую дочь она рожает от нелюбимого второго мужа, за которого вышла ради сохранения Тары. Всё это время она погружена в тяжёлую работу на лесопилке.

Скарлетт навещает Ретта в тюрьме
Скарлетт навещает Ретта в тюрьме

И лишь в третьем браке – в сытости, достатке и стабильности – она начала раскрываться как женщина и как мать. Но её любимая дочь Бонни погибает, а брак не выдерживает потрясений. Конец грустный, хотя и закономерный: слишком долго Скарлетт к этому шла.

2) Замужество Сьюлин

Как мы помним, Скарлетт цинично увела у некрасивой старшей сестры её единственного жениха. В фильме Сьюлин осталась старой девой. А вот в книге она вышла замуж за Уилла Бентина – человека, ставшего работать в Таре после войны. Примечательно, что он именно пожалел девушку, а сам высказал Скарлетт понимание её манёвра и в то же время – негодования.

— Ну, вот что, Уилл, перестань говорить гадости, — сказала она. — Если бы Сьюлин вышла за него замуж, ты думаешь, она потратила бы хоть пенни на Тару или на кого-нибудь из нас?
— Я ведь уже сказал, что, может, вы и правы, когда берете то, чего вам хочется, — сказал Уилл, поворачиваясь к ней со спокойной улыбкой на лице. — Нет, не думаю, чтобы мы увидели хоть пенни из денег старины Фрэнка. И все же никуда не денешься: это был сволочной поступок, и если вы считаете, что любые средства хороши, лишь бы достичь цели, — не мое дело вмешиваться, да и вообще, кто я такой, чтобы судить?

3) Расовый вопрос

Больше моментов уделяется проблеме расовой напряжённости. Очень любопытны некоторые детали. К примеру, когда в голодное время Скарлетт вынуждена собирать урожай вместе с сёстрами, её темнокожие слуги категорически отказываются выходить в поля, потому что они «домашние негры, а не негритянки с плантации». И упорно не выходят. По-моему, это очень ироничный момент в книге: три белые госпожи вынуждены пахать на полях, чтобы прокормить всю ораву, включая домашних чернокожих рабов.

После войны Атланту захлестнул поток «саквояжников» с Севера. И северяне – те, которые как бы воевали против рабства – с презрением относятся к чернокожим. К примеру, Скарлетт советует знакомой-северянке, ищущей няню своему ребёнку, взять в помощницы негритянку, а та говорит в ужасе, что никогда не доверит ребёнка «этим» – причём всё это происходит при любящем Скарлетт как родную темнокожем слуге. После этого тот плачет и отказывается возить Скарлетт – настолько его оскорбило, что она общается с такими людьми и не защищает «своего».

-5

В целом книга мрачнее. Очень много нюансов, заставляющих оценить ситуацию со всех сторон. Конечно, прекрасно, что сейчас нет рабства. Эти изменения были необходимы. Однако когда рушатся многовековые устои, людям очень трудно перестроиться и принять новый порядок.

«Унесённые ветром» именно об этом.