Как ни странно, самым значимым событием периода гражданской войны в памяти первых советских военных моряков осталась именно атака английских торпедных катеров на Кронштадт ранним утром 18 августа 1919 года. До этого ни РККФ ни Российский Императорский флот вплотную с торпедными катерами не сталкивались. Поэтому внезапное вторжение семи быстроходных маленьких катеров в самую защищенную базу революционного флота произвело неизгладимое впечатление. Примерно как потопление дредноута 9 июня 1918 года парой итальянских торпедных катеров на австро-венгров.
Один из потопленных британских катеров был поднят и изучен. В 20-х годах РККФ следовал концепции "москитного флота", защищающего свои берега. На большее не было ни денег, ни промышленных возможностей, ни опытных кадров. А вот наличие сотен быстроходных торпедных катеров считалось гарантией защиты побережья.
К вопросу проекта подошли творчески. Так как у отечественных кораблестроителей вообще не было опыта разработки скоростных катеров, создание первых советских глиссирующих торпедных катеров передали Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ).
В 1923 году группе инженеров во главе с А. Н. Туполевым поручили спроектировать скоростной глиссирующий торпедный катер с корпусом из дюралюминия. Главным показателем была выбрана скорость. К августу 1925 года был разработан проект катера «АНТ-3». По рассказам одного из инженеров-разработчиков, взяли за основу поплавок от гидросамолета и поставили на него авиадвигатели.
Под именем «Первенец» катер был построен и успешно испытан в 1927 году. Вооружен он был одной 450-миллиметровой торпедой, зато два импортных движка«Райт-Тайфун» по 625 л. с. разгоняли его до 54 узлов. На фоне этого все остальное казалось неважным. Да и английский катер, затрофеенный на Каспии, на сравнительных испытаниях уступил «Первенцу» не только в скорости, но и в маневренности.
После постройки еще одного экспериментального катера «АНТ-4» коллектив подготовил документацию для серийного производства. Уже первая советская судостроительная программа 1926 года предусматривала строительство 36 торпедных катеров. Головной торпедный катер типа «Ш-4» 21 ноября 1928 года вошел в состав РККФ, а к 1930 году в строю было уже 56 штук. При 10 тонном водоизмещении катера развивали скорость 47 узлов и несли две торпеды 450 мм желобного сбрасывания. Однако 450 мм торпеды были слишком маломощными и давно устаревшими.
Сами катера тоже оказались недолговечными, из 59 изготовленных торпедных катеров «Ш-4» на 22 июня 1941 года в строю осталось семь катеров на Балтике и пять катеров на ЧФ.
29 июня 1928 года ЦАГИ, группе инженеров под руководством А. Н. Туполева было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя уже отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами калибра уже 533 мм.
13 июня 1929 началось строительство опытного образца ГАНТ-5, который по своим обводам полностью повторял «Ш-4». А вот поставить отечественные двигатели не получилось, промышленность их еще не освоила. Пришлось покупать итальянские «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 л. с. На испытания в Севастополь катер отправили только 15 февраля 1933 года. Без вооружения скорость составила 65,3 узла, в полном грузу- 58 узлов. Для серийных машин использовали отечественные двигатели, правда меньшей мощности-2 × 850 л. с.. Серийные катера прошли испытания в январе 1934 года.
Выпуск наладили на ССЗ №194 имени Андре Марти в Ленинграде, затем подключили еще два завода. С 1939 года катера строили на заводе №532 в Керчи, с началом войны строительство перевели на завод №639 в Тюмени. До 1944 года на трёх заводах было построено 333 катера, они стали самыми массовыми катерами в советском ВМФ. Стоимость серийного катера 7-9 серий составляла 475 тысяч рублей.
Увы, количество не переросло в качество. Торпедные катера, получившие обозначение «Г-5» (глиссирующий № 5), как и их предшественники «Ш-4», кроме рекордной скорости, других достоинств не имели.
Все они страдали плохой мореходностью, 3-х балльное волнение было для них критично, на палубе на ходу было невозможно находиться, за корпусами катеров требовался регулярный и тщательный уход (хранить их надо было на берегу под крышей, после возвращения из каждого плавания требовалось поднимать на береговую стенку, протирать керосином).
Командир одного захваченного советского торпедного катера сказал, что «Г-5» можно было держать в воде только 5–7 дней летом и 10–15 дней зимой, после чего его приходилось извлекать из воды и обрабатывать антикоррозийными средствами.
Но самое неприятное, что свою основную задачу эти катера выполнить практически не могли. В свое время испанцы столкнулись с этим на "Деструкторе"- излишне большая скорость мешает торпеде найти цель. Здесь же торпеды выпускались с желоба на полном ходу с отворотом, шанс попасть минимальный.
К тому же первоначально используемые торпеды были модификации 53-27к, имевшей множество дефектов и высокий процент отказов. Длина торпеды 5,9 м, масса 1675 кг, скорость хода 43,5 уз на дальности 3700 м (20 кабельтовых), вес боевой части 200 кг (на поздних вариантах- 250 кг).
В боевых условиях проявился еще один недостаток- крайне слабое артиллерийско-стрелковое вооружение по сравнению с более крупными германскими "коллегами". Пара пулеметов против нескольких 20-37 мм автоматических пушек. Увы, абсолютизация фактора скорости отразилась на всех других параметрах.
В строю на 22 июня 1941 года было 254 «Г-5». Промышленность до 1944 года выпустила еще несколько десятков катеров (75 штук).
КБФ к началу войны имел 46 (по другим данным 60) штук, в 1943-44 году получил от промышленности еще 17 штук и в 1944-12 штук переброшено с ТОФ, а в 1945 -6 с ЧФ.
ЧФ 22 июня 1941 года имел 69 катеров (по другим данным 92), 42 ( в том числе 6 артиллерийских катеров) получено за войну от промышленности, 8 переброшено с ТОФ.
8 артиллерийских катеров в 1942 года усилили Волжскую ВФ. 12 июля 1943 года из Рыбинска в Вытегру прибыли 7 ТКА (ТКА-81, ТКА-82, ТКА-83, ТКА-84, ТКА-85, ТКА-92 и ТКА-93). В некоторых документах эти ТКА назывались СКА, в других документах минные катера. Эти ТКА и ТКА-327 вошли в состав Онежской ВФ с 1 мая 1943 года, а 16 июля 1944 года по жд отправлены на КБФ. 11 августа 1944 года дивизион прибыл в Ораниенбаум.
Северный флот располагал к началу войны одним торпедным катером, Каспийская флотилия-шестью.
ТОФ к лету 1945 года имел 116 таких катеров (135 на 22 июня 1941).
Самые массовые советские катера активно применялись в боевых действиях и КБФ и ЧФ, но, в основном, не по профилю. В торпедные атаки у своего побережья на вражеские корабли выходили редко. «Г-5» вели разведку, высаживали десанты, перевозили войска и грузы, эвакуировали раненых с передовой, сопровождали транспортные конвои, проводили спасательные и эвакуационные мероприятия, даже патрулировали побережье, отпугивая немецкие подлодки, а благодаря малой осадке и немагнитному корпусу боролись с донными магнитными минами и сами ставили минные заграждения. Собственно торпедных атак было немного, а удачных еще меньше.
На Балтике ТК-94 удалось потопить финский минзаг "Риилахти", еще одна жертва балтийских торпедных катеров-немецкий тральщик M37. В ночь на 27 апреля 1944 года три «Г-5» атаковали и повредили немецкий охотник за подводными лодками UJ-104 возле Севастополя. UJ-104 был немцами отбуксирован в Севастополь, а затем потоплен советской авиацией. Позже несколько «Г-5» добили уже поврежденный авиацией и заброшенный румынский заградитель «Румыния».
Еще одну победу «Г-5» одержал под чужим флагом.
Финны осенью 1941 года захватили и использовали два катера типа «Г-5», получивших имена Vinha (“Viima”) и Vihuri (также упоминаются как V-1 и V-2). 18 января 1942 года они, вместе с финским торпедным катером Syöksy, атаковали советские корабли в гавани Лавансаари и потопили канонерскую лодку «Красное знамя» (позже она была поднята и снова принята на вооружение), потопление, правда приписывают Syöksy. Еще один катер был захвачен в 1944 году и переименован в V-3. После выхода финнов из войны все три захваченных катера в 1944 году возвращены советскому флоту.
Потери катеров были очень значительными. 73 катера были потеряны в бою, а 31 был списан по износу и повреждениям. По другим данным 84 погибли -36 балтийских и 48 черноморских, а 10 списано или переклассифицировано в плавсредства.
Во время гражданской войны в Испании республиканскому флоту было передано 4 катера этого типа, два из них продолжали служить во флоте националистов до 1946 года. 5 единиц после войны были переданы ВМС КНДР.
Проект «Г-5» постоянно пытались улучшить. Катера строились в девяти сериях, которые отличались толщиной обшивки, двигателями, скоростью и составом вооружения.
Серии VII, VIII и IX строились ленинградским заводом № 194 с 1934 по 1936 год. В VII серии было построено 74 единицы (51 для ТОФ и 23 для БФ), в VIII построен 51 катер (39 для ТОФ и 12 для ЧФ). У 24 катеров IX серии, построенных ленинградским заводом для Черноморского флота, стояли два двигателя «АССО» мощностью по 1000 л.с. каждый. 20 катеров серии 10 были построены в 1937 году, еще 76 - в 1938–39 и пять - в 1939–40. 39 катеров серии 11 были построены с 1941 по 1944 год.
Первоначально катера вооружались 7,62-мм пулеметами (1×2), начиная с X серии – 1 12,7-мм и 1 7,62-мм пулеметами. Катера серии XI-бис получили второй 12,7-мм пулемет в дополнительной пристройке над торпедными желобами, с XII и XIII серий – в носовой турели. На некоторые катера перед рубкой устанавливалась 1×8 ПУ 82-мм PC. В 1942 году. было построено 14 штук в варианте артиллерийских катеров (АКА) по проекту 213 -с заменой торпед на 1×24 ПУ 82-мм PC (еще 6 штук было переоборудовано на ЧФ).
Однако с учетом ограниченности водоизмещения убрать свойственные катеру недостатки полностью так и не удалось.
Трагедия советских катерников заключалась в том, что при столкновении с немецкими "шнельботами" они не имели шанса не только один на один, но даже при тройном количественном превосходстве- слишком велика была разница в вооружении, немцы просто выбивали экипаж и топили небольшие советские катера своими "эрликонами" и "флаками".
К 22 июня 1941 года в РККФ числились 269 торпедных катеров, в военное время в строй вступили ещё 154 катера отечественной постройки и 166 полученных по ленд-лизу, а потери составили 139 торпедных катеров.
Торпедные катера типа «Г-5». Заводы № 194 (Ленинград), 532 (Керчь), 639 (Тюмень). Годы постройки 1933-1944. Построено 333 единицы (в т.ч. 4 шт. для Испании)
Водоизмещение полное 14,98 тонн. Длина 19,0 - 19,1 м. Ширина 3,34 м. Осадка 1,24 м
Двигатели 2 бензиновых двигателя ГАМ-34-БС, 2 × 850 л. с. Движитель 2 трёхлопастных винта. Скорость хода 50-51 узлов. Дальность: 160 миль на скорости 50 узлов, 200 миль на скорости 31 узел. Экипаж 6 человек (позже 8-11)
Вооружение- ШКАС МСШ (спарка) или 2 × 7,62-мм пулемёта ДА или
2 × 12,7 мм ДШК. Минно-торпедное вооружение 2 × 533-мм кормовых ТА
серия VI.
Водоизмещение полное 14,91 тонн. Длина с консолями 19,08 м. Длина консолей 1,67 м. Ширина 3,33 м. Осадка 1,2 м
Двигатели-2ГАМ-34 или ГАМ-34-БС , л. с.1700. Скорость хода максимальная с торпедами 45 узлов. Скорость хода экономическая 31 узел. Дальность плавания полным ходом 160 миль. Дальность плавания экономическим ходом 200 миль. Топливо 1,45 тонн бензина Б-70. Экипаж 8 человек
серия VII. Они были вооружены одним 7,62-мм пулеметом, а иногда и дополнительным 12,7-мм пулеметом ДШК.
Водоизмещение стандартное 14,03 тонны (13,81 длинных тонны; 15,47 коротких тонны), полное 15,86 тонн. Длина 18,85 м. Длина с консолями 19,1 м. Длина консолей 1,82 м. Ширина 3,4 м. Осадка 1,14 м
Двигатели-2 ГАМ-34 , л. с.1700. Скорость хода максимальная с торпедами 52 узла. Скорость хода экономическая 36 узел. Дальность плавания экономическим ходом 185 миль. Топливо 1,6 тонн бензина Б-70. Экипаж 8 человек
Вооружение: первоначально катера типа Г-5 вооружались одним 7,62-мм пулеметом Дегтярева. С 1936 года ставили спаренные 7,62-мм пулеметами ДА-2 (с бомбардировщиков). С 1941 года- один-два — 12,7-мм пулемета ДШК. Кроме того, устанавливались импровизированные ординарные и спаренные 20-мм установки авиационных пушек ШВАК. Катера оснащались двумя 53-см желобковыми ТА. Запас торпед — 2 торпеды в ТА. Вместо торпед катер типа Г-5 мог принять на специальные сьемочные стеллажи: 3 мины обр. 1926 г., или 3 мины МЗ, или 3 мины А-1–4, или 4 мины Р-1. Бомбовое вооружение: 4 бомбы М-1 в рубке: вместо одной торпеды мог принять 12 бомб.
Серия VIII. По сути, идентичен серия VII, только у них был только один пулемет ДШК.
Серия IX. Увеличенная Серия VIII.
Водоизмещение стандартное 14,85 тонн (14,62 длинных тонны; 16,37 коротких тонны), осадка до 0,65 м, а общая длина от 18,85 до 19,08 м. Оснащен более мощными двигателями ГАМ-34Б мощностью 800 л.с. (600 кВт). Увеличена максимальная скорость до 49 узлов. 1450 кг топлива.
Серия X.
Водоизмещение 16,26 тонны (16,00 длинных тонны; 17,92 коротких тонны) (стандарт). Длина 18,85–19,1 м в целом. Ширина 3,5 м. Осадка 0,82 м
Двигатели- 2 вала, 2 бензиновых двигателя Микулин ГАМ-34БС, по 850 л.с. Скорость 53 узла. 1600 кг топлива. Экипаж 6-7 человек
Вооружение 1-2 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемета, 2 × 533-мм торпеды
Серия XI. Использовались двигатели ГАМ-34БСФ мощностью 1000 л.с. Максимальная скорость 56 узлов. Их вооружение увеличено до двух пулеметов ДШК.
серия ХI-бис, артиллерийские, АКА или СКА
Водоизмещение полное 17,84 тонн. Длина с консолями 19,08 м. Длина консолей 1,67 м. Ширина 3,33 м. Осадка 1,24 м
Двигатели-2ГАМ-34 Фили ГАМ-34-БС , 1700 или 2000 л.с.. Скорость хода максимальная с торпедами 51 узел. Скорость хода экономическая 36 узел. Дальность плавания экономическим ходом 220 миль. Дальность плавания полным ходом 170 миль.Топливо 1,65 тонн бензина Б-70. Экипаж 8 человек
Вооружение: 2–12,7-мм пулемета ДШК и 1–82-мм ПУ М-8-М (боекомплект — 48 реактивных снарядов). ТА отсутствовали.
Катера имели дюралюминиевый корпус с реданом в подводной части, коробчатую килевую балку, заклепочное крепление обшивки. Корпус поперечными переборками разделен на 5 водонепроницаемых отсеков-форпик, моторный, управления, топливный, торпедный. По штату экипаж 6 человек, на практике до 11. Переднее смотровое стекло бронированное. Два полубалансирных руля. Мореходность катера до 3 баллов.
Силовая установка-два адаптированных авиадвигателя ГАМ-34 конструкции Микулина. Для малозаметного хода выхлоп мог переключаться на подводный. Максимальная скорость 51 узел выдерживалась 15 минут, 47 узловая-час, экономичная 36 узлов-7 часов. Двигатели работали на бензине Б74 или смеси Б70 и спирта (70 и 30 %).
На некоторых сериях использовались ГАМ-34Ф или иностранного производства мощностью 1000 л. с., что давало полную скорость до 55 узлов. Бывало, что ставили и двигатели со списанных самолетов после капремонта.
Вооружение состояло из двух желобных аппаратов для торпед калибра 533 мм (типов 53-27 или 53-38). Пуск торпед производился способом, придуманным британцами во время первой мировой и к 1941 году более чем архаичным.
Катер на боевом курсе с кормы назад выпускал торпеды хвостом вперед, а затем резко отворачивал. У торпеды включался двигатель и она шла вперед по направлению движения катера перед пуском. Понятно, что точность такой стрельбы, мягко говоря, была невелика.
Кроме того катера первых серий несли два 7,62 мм пулемета ДА, на следующих сериях -один или два пулемета ДШК 12,7 мм. Встречались и нестандартные варианты вооружения.
Несколько десятков катеров во время войны стали носителями реактивных снарядов 82 мм 8 и 24 ствольных пусковых установках (в этом случае торпеды на борт не брали).
Вместо торпед можно было загрузить мины или 22-50 десантников.
Боевое крещение торпедные катера типа «Г-5» прошли в Испании во время гражданской войны. Первые два катера прибыли в Картахену 1 мая 1937 года на испанском транспорте «Cabo Santo Tome». С ними прибыли 16 советских моряков (экипажи и механики), 8 торпед 533 мм и 5 пулеметов ДА 7,62 мм. 21 июня 1937 года в Картахену прибыли остальные два катера на борту испанского транспорта «Aldecoa». Транспорт доставил также 8 торпед, 6 пулеметов и 200 глубинных бомб М-1.
Использовались они в основном на проводке в Картахену и из нее транспортных судов и боевых кораблей в качестве сторожевого и противолодочного охранения. Это были катера ленинградской постройки VII или VIII серии.
13 июля 1937 года торпедные катера из Валенсии со смешанными советско-испанскими экипажами атаковали крейсер франкистов «Canarias», пытавшийся перехватить республиканский танкер под конвоем эсминцев. Было выпущено три торпеды, которые не достигли цели, но позволили танкеру дойти до места назначения. 30 июля 1937 года при авианалете катер №41 выбросился на берег и полностью сгорел. Погиб боцман и был ранен командир.
С ноября 1938 года три оставшихся ТК имели полностью испанские экипажи. 5 ноября 1938 года четыре эскадрильи бомбардировщиков националистов совершили массированный налет на Картахену, были потоплены буксир и торпедный катер № 31.
Несмотря на ограниченную сферу применения, республиканское правительство Хуана Негрина в ноябре 1938 года просило СССР о поставках «сторожевых кораблей — 6, малых торпедоносцев — 12, торпед 533-мм — 100 шт». Для отправки было приготовлено 15 катеров и 30 торпед, но успешное наступление франкистов в Каталонии помешало доставке. В марте 1939 года республиканская Испания пала.
Интересно, но 13 января 1939 года №11 из Барселоны вышел навстречу франкистскому легкому крейсеру «Almirante Cervera», во время атаки прорвался на дистанцию в 250 метров и произвел пуск обеих торпед. Но промахнулся! Однако и сам успешно ушел на базу.
Оставшиеся два катера вошли в состав ВМС националистов. №11 стал LT-15, а № 21-LT-16. Списаны эти катера были 12 марта 1946 года.
К началу войны Северный флот располагал лишь одним «Г-5»(№ 16), который перевели в класс плавсредств. Но в 1944 году флот получил 32 торпедных катера этого типа. Основным районом применения стал Bарангер-фьорд, здесь катера потопили 20 транспортов (54 тысяч брт), 4 сторожевых корабля, 3 тральщика и сторожевой катер, а также 2 малых судна водоизмещением 130 тонн. Кроме того, были повреждены 4 транспорта и 3 корабля охранения. Чаще всего катера работали совместно с авиацией флота.
Балтийские катера активно использовались на немецких коммуникациях. Но, к сожалению, реальные потери, нанесенные противнику, теряются среди многочисленных наградных листов и победных рапортов, где немецкие крейсера и миноносцы один за другим идут на дно.
Черноморские катера, наверно, можно назвать самыми универсальными среди кораблей этого типа. Их активно использовали для разминирования мин магнитного и акустического действия. С мая 1942 года часть катеров была переоборудована в т.н. "минометные катера", на рубке устанавливали РПУ 82мм «М-8-М». Всего переоборудовано 13 таких катеров, активно использовавшихся на Азовском, Балтийском, Чёрном морях, Онежском озере и реке Дунай.
Пять катеров типа «Г-5» во время войны было захвачено противником, три (№ 54, № 64, № 141) финнами ( о них выше упоминалось) и два немцами-один на Балтике, один на Черном море (№ 111, № 163).
Отзывы катерников о службе на реданных глиссерах в основном сводятся к перечислению недостатков, ибо кроме высокой скорости ( в спокойную погоду) и малой осадки, все остальное шло в минус, уже при небольшом волнении катера заливались водой, в том числе и через открытую сверху и низкую ходовую рубку; выход в море при волнении от трех баллов был крайне опасен, а пуск торпед возможен при штиле, максимум при 1 балле; реальная дальность хода из-за проблем с мореходностью была ниже проектной; вместо верхней палубы катер имел карапасную палубу, на которой человеку было трудно удержаться даже на стоянке, на полном ходу это было гарантированным самоубийством; десантников приходилось размещать в желобах торпедных аппаратов; на катерах невозможно было перевозить объемные грузы.
Учитывая все недостатки конструкции этого типа катеров, воевавших на них моряков можно назвать героями. Они выполняли боевые задания и уничтожали врагов даже на этих небольших, маломореходных и плоховооруженных корабликах.
На катерах типа «Г-5» многие стали Героями Советского Союза: Афанасьев Алексей Иванович(командир торпедного катера 2-го дивизиона катеров Либавской военно-морской базы Балтийского флота), Африканов Алексей Федотович (командир 2-го дивизиона 2-й бригады торпедных катеров Черноморского флота), Гуманенко Владимир Поликарпович (2-го дивизиона торпедных катеров Балтийского флота), Жильцов Василий Маркович (командир звена торпедных катеров 1-го гвардейского дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Балтийского флота), Иванов Иван Сергеевич (командир 3-го отряда 1-го гвардейского Краснознамённого дивизиона торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота), Казачинский Константин Васильевич (командир дивизиона торпедных катеров 1-й бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота), Кананадзе Александр Георгиевич( командир ТКА, звена, отряда, ЧФ), Кострицкий Сергей Петрович(командир 3-го дивизиона торпедных катеров, Тихоокеанский флот), Котов Сергей Николаевич( командир дивизиона торпедных катеров 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота), Кочиев Константин Георгиевич (командир отряда торпедных катеров 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота), Кудерский Афанасий Иович (командир отряда торпедных катеров 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота), Кусков Виктор Дмитриевич (моторист торпедного катера ЧФ), Малик Михаил Григорьевич (командир 2-го дивизиона торпедных катеров 1-й бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота), Матюхин Григорий Иванович ( старшина группы мотористов, БФ), Осипов Сергей Александрович (командир 4-го дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Балтийского флота), Пантелеев Лев Николаевич ( начальник штаба 1-й бригады торпедных катеров ТОФ), Першин Борис Максимович (командир отряда торпедных катеров 1-го дивизиона торпедных катеров 2-й Новороссийской Краснознамённой бригады торпедных катеров Черноморского флота), Пилипенко Владимир Степанович(командир звена торпедных катеров 2-й бригады торпедных катеров Черноморского флота), Подымахин Матвей Прокопьевич (командир звена 2-й бригады торпедных катеров Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота), Рогачевский Георгий Алексеевич (командир звена торпедных катеров 2-го дивизиона 1-й Севастопольской ордена Нахимова бригады торпедных катеров Черноморского флота), Свердлов Абрам Григорьевич (командир отряда торпедных катеров 2-го дивизиона бригады торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота), Старостин Василий Михайлович( командир отряда 3-го дивизиона бригады торпедных катеров), Сутырин Александр Александрович (командир дивизиона торпедных катеров КБФ), Терновский Георгий Владимирович (флагманский артиллерист Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы), Тихонов Виктор Иванович (командир отряда 4-го дивизиона бригады торпедных катеров Балтийского флота), Ущев Борис Петрович (командир 2-го отряда торпедных катеров 1-го гвардейского дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота), Черцов Андрей Ефимович(командир звена торпедных катеров 3-го дивизиона торпедных катеров 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота), Шенгур Иван Петрович (командир 12-го отряда торпедных катеров 3-го дивизион торпедных катеров 2-й бригады торпедных катеров Черноморского флота). В том числе 12 катерников Черноморского флота.
После войны, в конце 40-х, 5 катеров этого типа было передано флоту КНДР. 2 июля 1950 года четыре катера «Г-5» пытались атаковать корабли интервентов, американский крейсер «Джюно» и английский крейсер «Джамайка» в районе Чумунжина, но англо-саксы их обнаружили и артиллерийским огнем потопили три катера. До пуска торпед даже не дошло. Четвертому катеру удалось уйти.
Проблемы, связанные с использованием «Г-5» обусловлены отсутствием в нашем флоте опыта эксплуатации подобных кораблей. Флот не смог грамотно сформулировать техзадание к проекту, ограничившись упором на скорость, так впечатлившую военморов при "Кронштадтской побудке". Плюс проектировщики из авиаинститута и очередная реинкарнация в ранней Советской России "Молодой школы", поддержанной любителем вундервафлей маршалом Тухачевским.
По замыслу, катера типа Г-5 должны были совершать стремительные торпедные атаки против неприятельских кораблей в прибрежных водах. В соответствии с поставленной задачей важнейшим тактическим элементом ТКА являлась его скорость, ради чего разработчикам пришлось пожертвовать мореходностью, дальностью плавания и вооружением. На практике катера Г-5 выполняли совсем другую работу: действовали на коммуникациях, высаживали десанты, эвакуировали раненых с передовой, эскортировали транспорты, совершали ночные рейды, боролись с тральщиками противника и вели обстрел побережий.
В годы войны в тылу собирали деньги не только на танковые колонны и авиаэскадрильи. Еще одним вариантом поддержки были сборы на торпедные катера. Так Балтийскому флоту в 1943 году были переданы 9 именных торпедных катеров, построенных на собранные жителями Алтая средства ( 8 из этих катеров были построены в Тюмени)-«Алтаец», «Молодой алтаец», «Комсомолец Ойротии», «Алтайский школьник», «Алтайский комсомолец», «Барнаульский комсомолец», «Пионер Алтая», «Герой Советского Союза Федя Фомин» и «Барнаульский колхозник».
В том же 1943 году РККФ получил торпедные катера Кировский комсомолец, Ленинский речник, Пензенский пионер, Тамбовский комсомолец, Тюменский рабочий и другие, также построенные на деньги, собранные населением этих областей.
Торпедные катера достаточно широко представлены на памятниках.
Судьбу отдельных катеров, дивизионов и бригад удобнее будет изучить в отдельных статьях.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам