Найти тему
Максим Бутин

5317. ЯНА ВИШНЯКОВА...

1. Текст.

Яна Вишнякова

А пока ты пьёшь за стаканом стакан
То вина, то джина, то, чёрт бы побрал,
Каких-то коктейлей, побрал бы их чёрт, —
По венам внутри уже август течёт,
Расплавленным временем, вязкой смолой,
Тягучий, тяжёлый, немой, золотой,
Весь сплошь в отпечатках то пальцев, а то
Бокалов, из коих пролито на стол
Сладкое что-то, хмельное... Забудь,
Что скоро конец, что к концу идёт путь,
Что путь есть вообще — с направленьем и карт
Указаньями ложными... Месяц растрат,
Обнаженья иллюзий, вскрывания ран,
Как плод переспевший, как дар он нам дан
Тяжестью тёплой в ладонях, вес
ом,
Преизбыточен и светоносен — как ком,
В горле застывший, как солнечный шар,
В августе трудно любить и дышать —
Ты где-то на грани бессмертья, черты
Милости ли, наказания, тьмы
А, может, свеченья... Ты так уязвим,
Что тронь тебя только — и станешь простым
Собраньем янтарных слогов и причуд,
Парки прощальный наряд тебе ткут
Из паутинок, легчайшей пыльцы,
Из витиеватой бесценной лозы,
А может — они тебе ткут кружева,
Пока ты роняешь слепые слова
В плодоношения омут, огня —
Августа, свергнутого царя.

2020.08.01.

2. Я прожил долгую насыщенную жизнь. Незнакомые мне люди в это время писали стихи. А я и не знал их творчества! Прошёл целый год с написания этого стихотворения, а я только-только минимально познакомился с творчеством запорожской поэтессы Яны Вишняковой. Приведённое стихотворение — образчик её творчества. Впрочем, других я не знаю.

Кто внимательно прочтёт его текст, тому нетрудно будет согласиться, что вязь слов поэтесса плести умеет, подбирает слова точные, смутные, причудливые, разные… Говоря иначе, навыки версификаторства у девушки наличествуют. Остаётся лишь выяснить, что с содержанием, что с мыслью, что с идеей...

Ибо нет сомнения, что текст прозаический или поэтический создаётся для того, чтобы представить какой-то смысл, донести до читателя какую-то идею.

3. Смысл данного стихотворения, как ни затейливо оно, как ни многословно, состоит в предупреждении авторского я лирическому герою: пока ты пьёшь, жизнь твоя не просто проходит, а близится к концу. И излёт лета, август, тому климатический символ.

И сюжет стихотворения прост, а стихотворение, заметьте, хотя бы минимально, но сюжетно. Пока ты пьёшь чистые напитки и напитки смешанные, в жилы проникает не только алкоголь, но и август, но и само время с его повреждёнными стрелками и подыстёршимся циферблатом. Ты уже невесом, тебя взвесили и нашли тебя недостаточным: «Мене, мене, текел, упарсин». Смотри, останется от тебя лишь сочетание слогов: пожалуй, имя да бархатная подушка, на которой его понесут вместо отсутствующих у тебя орденов. Вот и парки, добрые дамы, ткут тебе саван, а Морта могла бы нить твоей жизни перерезать.

4. Конечно, и смысл, и сюжет — просты, но лишь от авторской воли зависит как кратко или длительно, с паузами и придыханиями, донести её лирическому герою. Яна Вишнякова выбрала второй путь. Со вздохами. Но на этом пути слов и цезур приходится проявлять мастерство словосочетания. И хотя, как я и сказал выше, оно у поэтессы наличествует, но всё же не лишено изъянов.

В двух строках подряд использовать «чёрт бы побрал» и «побрал бы их чёрт», то есть почти анафоры, значит или быть невменяемо обиженной на алкоголь, который поглощает лирический герой, или всерьёз опасаться за здоровье этого пьяного. Но в искусстве вообще, а значит и в поэтическом искусстве, всё не так как в жизни. В стихах такие повторения уместны лишь тогда, когда они поэтически оправданы, то есть уместны и требуются развитием поэтической мысли. В данном стихотворении сие совсем не так. Никакой поэтической нужды у алкоголя, будучи проклятым единожды, быть тут же проклятым повторно и теми же словами, нет.

5. Второе моё несогласие с поэтессой связано с течением времени в её стихотворении. Мне легко согласиться с отождествлением августа со временем. Мне легко поверить в его ущербность и даже губительность. В конце концов повреждения, наносимые временем вещам и людям, есть устойчивый образ не только поэтической, но и обыденной речи. Но если

По венам внутри уже август течёт,
Расплавленным временем, вязкой смолой,

то он уже не может быть

Весь сплошь в отпечатках то пальцев, а то
Бокалов, из коих пролито на стол
Сладкое что-то, хмельное…

Что бокал хранит отпечатки рук его бравших, что из бокала вино может быть пролито и тогда он оставит свои следы на столе — в это поверить нетрудно. Но поэтическая моя печаль в том, что по затейливой мысли поэтессы это не бокалы, не их отпечатки на столе и не отпечатки рук на бокалах. Это август, текущий по венам расплавленным временем. А жидкое и текучее, например календарный последний месяц лета, отпечатков пальцев нести не может. Для него это — поэтическая невозможность. Как поэтическая невозможность августу, растекаясь по венам, нести на себе следы бокалов. Принимая форму бокала, вино или август, будучи из бокала выпитым, теряет и форму. Теряет форму и лирический герой. Поэтическая Кассандра предупреждает. Но потерянная героем форма — не форма бокала.

6. Судя по слогу предсказанья авторская личность поэтессы сама на грани жизни и смерти.

...Забудь,
Что скоро конец, что к концу идёт путь,
Что путь есть вообще — с направленьем и карт
Указаньями ложными... Месяц растрат,
Обнаженья иллюзий, вскрывания ран,
Как плод переспевший, как дар он нам дан
Тяжестью тёплой в ладонях, вес
ом,
Преизбыточен и светоносен — как ком,
В горле застывший, как солнечный шар,
В августе трудно любить и дышать…

Это так поэтично-нервно, что создаётся впечатление, что от авторского лица поэтесса своё личное самочувствие вменяет лирическому герою. Собственная же его экзистенциальная ситуация совсем неясна. Но тогда и всё стихотворение следует воспринимать как исповедь гибнущей души. Не август и не вино, не лирический герой во всём виноваты. Собственная жизнь авторской личности трепещет и вот-вот трепетать прекратит. Пьющий лирический герой присутствует лишь для поэтической объективации своих страданий.

7. Судя по имеющимся портретам, возрасту поэтессы можно дать лет двадцать. Тогда писать такие «смертельные» стихи самое время, точнее — всё ещё время. Если талант поэтессы разовьётся и она сумеет более глубокие мысли поэтически обнажить и закинуть на Парнас, нам останется искренне порадоваться за неё.

2021.08.01.