Найти в Дзене
Америка глазами учителя

С чего начинаются пандемии в американских учебниках истории?

С установления причинно-следственных связей. Детям их тяжело разглядеть. Что-то за чем-то последовало - вот тебе и причинно-следственная связь. Если в школе детей не научат этому жизненно важному навыку, они и во взрослом возрасте, скорее всего, не станут его развивать. И вдруг им скажут, что началась пандемия...

Учебник по истории моих учеников в прежней школе в Лос-Анджелесе.
Учебник по истории моих учеников в прежней школе в Лос-Анджелесе.

В учебниках же истории алгоритм вспышек один и тот же, и сформулирован он был, видимо, давно и бесцеремонно, то есть не принимая во внимание многомиллиардные финансовые интересы фармакологических компаний и некоторых политических группировок, которым, хоть ты тресни, очень хочется порулить, но конкуренты мешают.

Взять, к примеру, Великую чуму XIV века. В 1340-х годax страшная пандемия отправила на тот свет треть населения Западной Европы. Многие ученики наверняка запоминают одни волдыри под мышками, блох, крыс и грязь. На этом их знания о Великой чуме и ограничиваются.

Однако кое-кто делает добросовестно уроки и разбирает причинно-следственную связь между событиями. Что-то покажется и корреляцией, но если на протяжении веков корреляция прослеживается одна и та же, то можно записать её в учебниках истории как причинно-следственную связь. Ошибочно? Возможно, но за неимением лучшего объяснения, сойдёт и такое.

Так вот, началась пандемия XIV века по нашим учебникам не с блох и крыс, приплывших в Европу на коммерческих кораблях с восточными (как и сегодня, китайскими) товарами, а с резкого похолодания, приведшего к плохим урожаям и нехватке еды. Далее по цепочке - нехватка витаминов и минералов, не говоря уже о простых килокалориях, ослабленный иммунитет и подверженность европейцев заразе, которая и раньше присутствовала, но не грозила массовыми смертями.

Ключевым фактором в причинно-следственной цепи всегда является иммунитет. Ещё легко проследить связь, например, между войнами (Столетней, Семилетней, Первой мировой и Второй мировой тоже) и вспышками какой-нибудь хвори. Само собой разумеется, когда идёт война, народу уже не до витаминов и минералов с полноценным питанием, что ослабляет иммунитет.

Вот почему мне трудно было понять ограничительные меры в прошлом году, ударившие по нашему иммунитету как раз тогда, когда иммунитет надо было укреплять свежим воздухом, движением и солнечным светом. Это если, конечно, предположить, что те меры являлись заботой о нашем здоровье, а не преследованием определённых политических целей (например, по избавлению от популярного президента).

Есть ряд других предположений о причинах нашего ослабленного иммунитета: современная еда с уменьшенным количеством полезных ингредиентов, окружающие нас повсюду ядохимикаты, загрязнённая вода, повышенный бытовой комфорт, уменьшение подвижности и тому подобное, но это уже материал для другой статьи.

1348 - самый страшный год Великой чумы.
1348 - самый страшный год Великой чумы.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если есть желание поддержать канал, жмите сюда. До новых встреч!