На фоне немалого количества проблем во всем мире кризису в Ливане уделялось относительно мало внимания - и СМИ, и политиками. Это серьезная оплошность. Не исключено, что Ливан вскоре может стать «несостоявшимся государством» наравне с Ливией или Йеменом. Это было бы катастрофой для его народа, но также, как показывает недавняя история, для региона, Европы и России.
Кризис, разразившийся там, многогранен. Самая серьезная проблема - это растущие человеческие затраты. Хроническая девальвация ливанского фунта - он потерял около 90% своей стоимости за последние 18 месяцев - наносит ужасный урон обычным семьям. По данным ООН, около 30% ливанских детей ложатся спать голодными. Большинство домашних хозяйств испытывают нехватку еды. По крайней мере, половина населения погрузилась в бедность.
В результате гиперинфляции, вызванной неблагоприятными условиями для торговли во время пандемии, а также крайне безответственного неэффективного финансового управления со стороны политиков и банкиров Ливана, субсидии на основные продукты питания, лекарства и топливо больше не покрывают их истинную стоимость. Люди со смертельными заболеваниями, такими как диабет или сердечные заболевания, не могут получить необходимую им помощь.
Более 30% трудящихся не имеют работы. Те, кто работает, видят, что их заработная плата резко падает. Сбережения пенсионеров улетучиваются. К беде, вызванной нехваткой импортных товаров, добавляются регулярные отключения электроэнергии. ЮНИСЕФ предупреждает, что запущенная система водоснабжения находится «на грани». Ее крах подвергнет непосредственному риску 71% населения - более четырех миллионов человек.
Последствия кризиса распространились гораздо дальше. Растущее беспокойство вызывают отсутствие безопасности и рост беззакония. Армия хочет 100 миллионов долларов только на то, чтобы удовлетворить насущные потребности своих 80 000 военнослужащих. Средняя месячная зарплата солдата до кризиса равнялась 800 долларам. Сейчас это около 80 долларов. Сообщается, что военные из последних сил пытаются патрулировать границы с Сирией и Израилем из-за нехватки топлива.
Это, в свою очередь, подпитывает опасения, что террористы могут использовать ситуацию посредством трансграничных нападений и контрабанды оружия. На прошлой неделе по Израилю были выпущены ракеты, что вызвало кратковременный военный ответный удар. Призывая к усилению пограничной обороны, израильская армия опасается, что ливанское государство может распасться на сектантские образования, и «Хезболла» будет контролировать шиитские районы в долине Бекаа и на юге.
Имплозия в Ливане также может иметь серьезные последствия для незавершенного конфликта в Сирии и продолжающейся там подспудной войны с участием Израиля, Саудовской Аравии, ОАЭ и Ирана. На прошлой неделе сообщалось, что сирийские беженцы направляются домой, настолько плохой стала ситуация в Ливане. Национальный коллапс может спровоцировать массовый отток беженцев, который затронет Турцию, страны ЕС и Великобританию.
Все эти аспекты разворачивающейся в Ливане трагедии подтверждают необходимость решительных политических действий. Но если ливанцы в чем-то и согласны, так это в том, что в кризисе в первую очередь виноваты их враждующие коррумпированные и некомпетентные политики. В начале июля на фоне привычных ссор и обвинений, высшее руководство снова не смогло договориться о формировании нового правительства.
Соглашения о разделении власти между общинами христиан-маронитов, мусульман-шиитов и мусульман-суннитов в Ливане когда-то считались образцом. Но эта система, которая обеспечивала удовлетворение элиты страны за счет национальных интересов, уже много лет работает через пень-колоду. Смертоносный взрыв, разрушивший портовый район Бейрута почти ровно год назад, и последующая неспособность наказать виновных являются мрачным символом этой повальной политической недееспособности.
Не имея новых идей и не обладая гибкостью, политики надеются, что все решат выборы, которые пройдут в следующем году. Но кризис-то бушует сейчас, его не отложить и не попросишь подождать. Ради ливанского народа и из очевидных собственных интересов международное сообщество должно взять инициативу на себя. Конференция при поддержке ООН, организованная Францией в Париже 4 августа, может быть последним шансом спасти Ливан от полной катастрофы.