Слушали мы сегодня в Мариинском театре оперу Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана".
Премьера этой оперы по пьесе, основанной на рассказах Гофмана («Песочный человек», «Сказка о потерянном отражении», «Советник Креспель») и фактов биографии Гофмана, состоялась в 1881 году в Париже, и тогда все четыре женские партии пела одна солистка, а всех четырёх злодеев-соперников Гофмана представлял один солист.
Мы же впервые услышали эту оперу в Мариинском театре в 2000 году, режиссёром стала Марта Доминго. Роль певицы Антонии, одной из возлюбленных Гофмана, блистательно исполнила Анна Нетребко, да, и вообще опера произвела на меня колоссальное впечатление, во многом благодаря "лёгкой" музыке Оффенбаха.
Арии возлюбленных Гофмана пели четыре разных солистки, а злодеев разные солисты, видимо, чтобы все замечательные певцы Мариинки смогли себя показать.
Тогда я знала только одну сказку Гофмана - "Щелкунчик и Мышиный король", которая, как раз, не имела отношения к опере, да я и про самого Гофмана ничего не знала.
А между тем, Эрнст Теодо́р Вильге́льм Го́фман - немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор, художник, начала 19 века, а по образованию юрист, который так преклонялся перед Моцартом, что сменил имя Вильгельм на Амадей. Он рисовал, был капельмейстером и писал "зигшпили" - "пьесы с пением». О литературных же его произведениях и образе жизни можно немного узнать, послушав оперу, где в начале первого .действия звучит "опереточная" музыка Оффенбаха и звенят стаканы, а в последующих разворачиваются фантасмагорические истории любовных увлечений главного героя.
Метрополитен", 2009 год
Гофман - Джозеф Калейя, тогда ещё восходящая звезда - очень хорош вокально, но показался мне немного зажатым актёрски, чего сейчас уже о нём не скажешь.
Кукла Олимпия (Кэтлин Ким) - изящная, с серебристой колоратурой, была настоящей куклой.
Антония/Стелла - Анны Нетребко - по-прежнему восхитительна в роли несчастной девушки, которая не может не петь, но не может и жить, если не перестанет петь.
Куртизанка Джульетта (Екатерина Губанова) вполне органична, хотя после более драматической партии Антонии не вызывает сильного восторга. Но после её арии звучит "Баркарола" - чудесная мелодия.
"Метрополитен", 2015
Та же самая постановка Бартлетта Шера, но с другими героями. Витторио Григоло - исполнитель ролей оперных красавчиков, в главной партии хорош и вокально и актёрски. Хибла Герзмава в роли Антонии прекрасна, как всегда. Хотя внешне она не очень похожа на чахоточную девицу, но голос её без труда передаёт все страдания и метания героини.
Кейт Линдси в роли Никлауса/Музы понравилась мне ещё в спектакле 2009 года, а Томас Хэмпсон замечательно справляется с ролями четырех злодеев.
Телеканал "Культура" тоже транслировал постановку
Сказок Гофмана» Opéra de Monte-Carlo (2018) с потрясающим Хувном Диего Флоресом в роли Гофмана.
Ольга Перетятько спела в этой постановке партии всех героинь, как это и было на премьере - brava!
Ну, а сегодня дневная премьера оказалась спектаклем с множеством неожиданностей: вместо заявленного Валерия Гергиева за пульт встал Кристиан Кнапп, что избавило нас от сорокаминутного ожидания; из-за вечернего спектакля нас лишили второго антракта, поэтому опера длилась всего три часа; остальные неожиданности связаны с постановкой американского режиссёра Даниэла Кругликова .
Психиатрическая лечебница вместо кабачка расстроила - на Мариинский сцене уже есть находящаяся на излечении психически больная Иоланта. Неприятное зрелище усугублялось ощущением вторичности происходящего. Правда, живые куклы в окружении Олимпии казались уже довольно милыми, а группа купальщиков и купальщиц, окружённая хором в банных халатах смотрелась по-спортивному оживлённо и вызывала ассоциации с олимпийской сборной по плаванию. Исполнители порадовали: Денис Закиров в главной роли был в голосе и в образе, симпатичная и артистичная Ирина Шишкова пела и выглядела прекрасно, Айгюль Хисматуллина достойно справилась с колоратурами и сценическим движением в партии Олимпии, в общем, все справились хорошо. Репетировали перед премьерой десятка два солистов, так что в Мариинке по-прежнему нет дефицита кадров и роли разных героинь исполняли разные сопрано, впрочем, злодей был один.
Я надеюсь на новые встречи с этой оперы, потому что в каждой новой постановке, и даже с каждым новым исполнителем она немножко меняется и это всегда интересно.