Юрий Каторин
В 1966 году на наших экранах с большим успехом прошел приключенческий фильм «Их знали только в лицо» о том, как в захваченном фашистами портовом городе действовала тайная база советских боевых пловцов, которые по ночам пробирались в гавань и взрывали немецкие корабли. Лихо закрученная интрига, прекрасные подводные съемки, симпатичнейшая героиня (актриса Ирина Мирошниченко) – все это делало фильм «обреченным на успех».
Не портили картину даже откровенные сюжетные ляпы: догадку о том, что действуют диверсанты, а не подлодки высказал немецкий адмирал флота (ну уж никак меньшего чина не мог прислать Берлин в маленький порт); для поиска диверсантов вызвали отряд итальянских боевых пловцов во главе с самим легендарным князем В. Боргезе (правда, сохранив воинское звание и титул, фамилию авторы немного изменили), а уж присутствие в Черном море итальянского крейсера выходит за все историческое рамки. Но главный герой (артист Александр Белявский) лихо расправляется в воде с рядовыми итальянцами, увечит Боргезе (хорошо, что хоть не убивает, ибо реальный князь дожил до 1974 года) и взрывает базу вместе с парой десятков захвативших ее гестаповцев. Думаем, что подавляющее большинство иронически улыбающихся зрителей не подозревало насколько киноидея тайной базы боевых пловцов близка к тому, что было на самом деле. Только такие базы создавали подчиненные ... князя Боргезе, а в СССР боевых пловцов тогда не было от слова «совсем».
В отличие от Советского Союза в 1941 году в Италии реально была создана группа «Гамма» (Gruppo Gamma) – секретное специализированное подразделение боевых пловцов-водолазов, находившееся в подчинении 10-й флотилии МАС Военно-морских сил Королевства. На вооружении пловцов состоял подрывной заряд «Чимиче» – мина небольших размеров, которая представляла собою металлическую коробку цилиндрической формы, слегка выпуклую сверху и снизу. С одной стороны коробка эта имела резиновый ободок, который обеспечивал прикрепление (присос) коробки к днищу судна. Заряд весом в 2 кг приводился в действие взрывателем замедленного действия. Мощности взрывчатки вполне хватало, что вывести их строя, а иногда и потопить небольшой торговый корабль.
Устанавливать их должен был боевой пловец – морской диверсант в специальном прорезиненном костюме, снабженный кислородным прибором, который позволял работать под водой в течение 30-40 минут. Движение в воде облегчали резиновые ласты, надетые на ноги. Были предусмотрены меры маскировки пловца в воде. Он должен был покрывать лицо и руки черной или темно-зеленой краской. Кроме того, голова маскировалась пучком морских водорослей. Чтобы иметь возможность ориентироваться на руке каждого пловца имелся компас со светящимся циферблатом. Три или четыре таких зарядов диверсант закреплял на поясе. Задача пловцов группы «Гамма» состояла в том, чтобы, проникнув во вражеский порт, приблизиться к стоящему на якоре кораблю и прикрепить к подводной части его корпуса мину. Пловец приближался к кораблю со стороны носа, двигаясь по течению, пока не оказывался у самого борта, приблизительно против его середины. В этот момент он должен был бесшумно нырнуть на глубину нескольких метров и прикрепить мины к килю корабля. Закончив эту операцию, он стремился как можно скорее вплавь добраться до берега. Пловцов можно было доставить к объектам атаки различными средствами: одни высаживались с обычных или торпедных катеров, другие – с подводных лодок. В некоторых случаях, когда позволяли обстоятельства, они атаковали с побережья нейтральных стран и даже тайно создавали там постоянную базу, что, безусловно, повышало эффективность действия диверсантов.
Сформировав необходимую группу пловцов и завершив ее подготовку в Ливорно, итальянское военно-морское командование решило ее испытать в действии. Первоначально базу решено было создать в Гибралтаре, так как именно в этом порту сходились пути конвоев, направлявшихся со всего света в Англию, а большое расстояние от Италии не позволяло использовать авиацию для нарушения морских сообщений. Вариант с постоянной базой стал реален после того, как один из боевых пловцов отряда Боргезе, лейтенант Антонио Ромоньино, предложил воспользоваться тем, что он женат на испанке (как тут не вспомнить добрым словом бдительность родного КГБ с его подробными анкетами) и приобрести на ее имя виллу, находящуюся на берегу бухты Альхесирас, примерно в 4 километрахот Гибралтара.
Снабдив супружескую чету крупной суммой валюты и соответствующими паспортами, ее отправили «на отдых» в Испанию. Прибыв туда в конце июня 1942 года, супруги сразу же купили очаровательную виллу «Кармела», расположенную на берегу моря. Это был большой одноэтажный белый дом, имеющий форму буквы «Н», находившийся на вершине холма. На стене, обращенной к рейду, были два больших окна. Между ними в нише под красивым черепичным козырьком установлена терракотовая статуэтка Мадонны с младенцем. Окошко, через которое велось наблюдение, было замаскировано большой клеткой с шумным семейством зеленых попугайчиков, чтобы «не засветить» оптические приборы.
Из окон виллы открывался вид на бухту Альхесирас, где на расстоянии от 500 до 2000 метров от берега стояли на якоре торговые суда из английских конвоев. Во время переговоров о покупке виллы и уже после ее приобретения синьор Рамоньино старался внушить своим соседям, что его жена, Кончита, серьезно больна, у нее упадок сил, малокровие, и что в качестве лечения врач предписал ей регулярно принимать морские и солнечные ванны. Договор аренды не занял много времени и вилла «Кармела» получила новых хозяев. Под видом прогулок и морских купаний итальянец быстро изучил характер стоянок судов и систему их охраны. Многочисленные испанские прибрежные патрули не обращали на него внимания, а откровенно пялились на очаровательную Кончиту, загоравшую в легком купальнике под большим цветным зонтом.
В июне 1942 года была отобрана группа пловцов, обеспеченная всем необходимым для операции снаряжением, которое заранее доставили контрабандой на виллу, каждому выделили по три «Чимичи». Все двенадцать человек нелегально прибыли в Бордо, откуда небольшими группами были переправлены в Испанию агентами итальянской разведки – все под вымышленными именами различных национальностей. Одни попали в Испанию скрытые в двойном дне кузова грузовика; другие, которым повезло меньше, добрались пешком в обход испанских постов, перевалив через Пиренеи. Вместе с Рамоньино они составили боевую группу пловцов под командованием капитан-лейтенанта Агустина Страулино и его помощника старшего лейтенанта Джорджо Баусера. К 13 июля все пловцы собрались на вилле. С наблюдательного пункта они внимательно ознакомились с обстановкой и расположением стоящих на якоре кораблей, прикинули, где лучше спуститься к морю и, наконец, выбрали себе наиболее ценные цели. Крайним справа стоял пароход «Барон Дуглас» грузоподъемностью около 4000 т. Большие брезентовые чехлы на его палубе скрывали легкие и средние танки, двигатели для танков и грузовиков, ящики с оружием, пушки, запасные части. В центре стоял танкер «Эмпайр Снайп». На него погружены бочки с нефтью, бензином и маслом. Рядом «Мета» и «Сума», эти марсельские грузовые суда по полторы тысячи тонн, везут на Мальту зенитные орудия и части самолетов.
Операция была проведена в ночь с 13 на 14 июля. Одетые в черные резиновые комбинезоны с зарядами взрывчатки на поясе, пловцы под покровом ночи тихо вышли из виллы и спустились к морю, используя русло высохшего ручья. Затем, надев на ноги ласты, они вошли в воду. Плыли так, как учили в школе боевых пловцов: быстро, но без брызг и шума. На голове у каждого была сетка с вплетенными в нее водорослями – маскировка от взглядов сверху. Когда приближался луч прожектора, пловцы прекращали движение и скрывались под водой, поэтому они достигли судов, не замеченные с английских сторожевых катеров, которые по ночам прочесывали рейд во всех направлениях. Добравшись до цели, пловцы включали кислородные приборы, погружались и прикрепляли заряды в наиболее уязвимых местах кораблей, а затем также неспешно плыли к берегу на место встречи, где их ожидала Кончита, которая под видом ловли раков подавала фонариком световые сигналы.
Через 3 часа 20 минут первые два пловца вышли на берег. Вскоре собрались все. За исключением двоих, пловцы чувствовали себя хорошо: одному поранило ногу винтом английского катера, другой был легко контужен взрывом глубинной бомбы, которые изредка кидали сторожевые корабли. На вилле «Кармела» благодаря заботам хозяйки они, согрелись, выпив кофе и коньяку, а затем утолили голод. В Италию вся группа вернулась так же, как и прибыла: нелегально и небольшими партиями, не оставив никакого следа. Пловцы были награждены серебряной медалью «За воинскую доблесть» (Medaglia d'oro al valor militare). Это была высокая награда, которая по частоте вручений и престижности эквивалентна британскому Военному кресту или советскому Ордену Красного Знамени.
По итальянским данным в эту ночь союзники потеряли несколько торговых судов, общий тоннаж которых составлял 10 000 тонн! Однако реально результаты операции оказались гораздо скромнее ожидаемых из-за того, что несовершенные взрыватели на большинстве зарядов не сработали. Все же четыре корабля пострадали – торговые суда «Мета» (1578 т), «Шама» (1494 т), «Импайр снайп» (2497 т) и «Барон Дуглас» (3899 т) были повреждены и отбуксированы на мель, чтобы не дать им затонуть. Когда на рейде начали рваться заряды и поврежденные суда стали тонуть, англичане, проводя спасательные работы, выловили случайно всплывший резиновый костюм и сразу поняли в чем дело. Все остальные суда были немедленно отведены в военный порт.
Через некоторое время со дня этой диверсии, когда переполох в Гибралтаре несколько улегся, решено было повторить набег. В операции запланировали участие пяти пловцов, под командованием старшего лейтенанта Джорджо Баусера, которые прибыли в Барселону как матросы торгового судна, «дезертировали» и были встречены агентами разведки, доставившими их на виллу «Кармела». Еще раньше туда было привезено снаряжение, переправленное в Испанию нелегально. Вечером 14 сентября пять пловцов покинули виллу и спустились к морю. В последний момент решили, что пойдут трое, так как часть судов снялась со стоянок и вышла из бухты. В 23 часа 40 минут первый пловец вошел в воду, за ним с небольшими интервалами еще два. У каждого с собой было по три подрывных заряда. Не попавшие в группу пловцы и хозяева виллы укрылись под небольшим строением в 20 метрахот берега, где назначили место сбора.
Спустя 7 часов один диверсант вышел на берег в том же месте, где вошел в воду. Он не смог выполнить задание из-за отказа кислородного прибора у самой цели. Когда стало рассветать, группа, так и не дождавшись своих товарищей, возвратилась на виллу, где нашла еще одного пловца, вернувшегося самостоятельно. Ему удалось достичь цели и закрепить заряды. Третий пловец также закрепил заряды на судне (как оказалось, на том же, что и второй), но когда выходил из воды, был задержан испанским патрулем и отправлен в штаб карабинеров. Благодаря немедленному вмешательству итальянского консула в Альхесирасе Бордиджони он был выпущен на свободу с обязательством по первому требованию предстать перед испанскими властями. Из окна виллы диверсанты видели, как пароход «Рейвенс Пойнт» (1880 т) начал резко крениться и быстро скрылся под водой.
В своем рапорте пловцы доложили, что на рейде отмечена очень большая активность службы охраны водного района, которую несли 5 катеров, непрерывно курсирующих вокруг судов и сбрасывающих время от времени небольшие глубинные бомбы. После этой операции англичане стали ставить суда только в восточной части бухты, куда пловцам было уже не добраться. Кроме того, вокруг виллы «Кармела» стала заметна активность английских спецслужб, взявших ее под непрерывное наблюдение. Использование виллы как базы пришлось прекратить, а деятельность диверсионных групп направить в другие нейтральные порты.
Базы были организованы еще в нескольких местах, например, в испанском порту Уэльве на интернированном итальянском судне «Гаэта» обосновались 5 боевых пловцов под видом членов экипажа. Было минировано несколько судов, но результата не было. Все корабли в испанских портах стали проверяться водолазами службы безопасности. Проводились работы в портах Малага, Барселона, Лиссабон и Опорто, но развернуться там итальянцы не успели.
Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2019-2020