Найти тему
НОВОСЕЛЬЦЕВ

Легендарная "Чайка": 5 фактов о шедевре советского автопрома

Оглавление

Друзья, добрый день!

Сегодня я открываю новую рубрику о советской автомобильной технике разных лет. Многие её образцы до сих пор колесят по необъятным просторам нашей страны, но некоторые модели уже чрезвычайно трудно встретить. Это касается и легендарной "Чайки", серийный выпуск которой начался более 60 лет назад - в далёком 1959 году.

Первый цвет у "Чайки" был ярким и необычным: красно-белый. Но затем автомобили выпускались почти исключительно в чёрном цвете
Первый цвет у "Чайки" был ярким и необычным: красно-белый. Но затем автомобили выпускались почти исключительно в чёрном цвете

Факт 1. Почему "Чайка"?

Есть 2 версии. По рассказу директора музея истории Горьковского Автозавода Натальи Колесниковой, ведущий дизайнер ГАЗа Лебедев как-то сказал, что идея названия родилась из простой закономерности, что новый автомобиль должен быть выше классом, чем выпускавшаяся на заводе "Волга". Так и получилась "Чайка".

Однако в рекламных изданиях, когда автомобиль начал продаваться на экспорт, была написана более "народная" версия названия. В брошюре его авторство было приписано жителям города Горький, которым понравился образ чайки, парящей над Волгой, на которой стоит их родной город.

Стандартная модель "Чайки"
Стандартная модель "Чайки"

Факт 2. Лимузин или седан?

Справедливости ради, до класса "лимузин" автомобиль "Чайка" не дотягивал, хотя в народе он и был известен, как автомобиль для партийной верхушки. Автомобили для членов политбюро традиционно выпускал ЗИЛ, и это были действительно полноценные лимузины.

Леонид Брежнев на ЗИЛе в сопровождении ГАЗ-13 "Чайка"
Леонид Брежнев на ЗИЛе в сопровождении ГАЗ-13 "Чайка"

А вот автомобиль "Чайка", собираемый на заводе ГАЗ, не имел внутри перегородки между пассажиром и водителем, хотя и был весьма вместительным. Кроме того, в стандартной модификации предполагался третий ряд сидений - для охраны и сопровождения.

Третье складное сиденье салона "Чайки"
Третье складное сиденье салона "Чайки"

Факт 3. Что нового?

Новым в автомобиле было практически всё - от дизайна до внутренностей. Правда, внешний облик всё же "подсмотрели" у американского Packardа, но для советского автопрома это была невиданная доселе красота и роскошь.

Новинке достался мощный 8-цилиндровый двигатель, за 20 секунд разгонявший агрегат до 100 километров в час. Абсолютной новостью стала кнопочная 3-ступенчатая коробка передач и электрические стеклоподъёмники. Говорят, что поздние модели даже комплектовались японскими кондиционерами.

Факт 4. Дарили ли космонавтам?

Автомобили класса "Чайка" никогда не появлялись в продаже. Одной из причин называется большая дороговизна модели: если "Волга" стоила около 5 тысяч, то за "Чайку" пришлось бы выложить раза в 3 больше. Чтобы не смущать советских людей, автомобиль выпускался почти исключительно как служебный.

Однако были и исключения. Есть ряд случаев, когда люксовый автомобиль был подарен выдающимся гражданам: в разное время "Чайку" получили Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Георгий Жуков, Михаил Шолохов. Однако всё же полноценным подарком это назвать нельзя, так как машины всё равно продолжали обслуживаться на партийной автобазе.

"Чайка" Юрия Гагарина
"Чайка" Юрия Гагарина

Факт 5. Виды и модификации

Хотя самой распространённой моделью "Чайки" был вариант "седана" чёрного цвета, автомобиль выпускался и в других цветах и модификациях. Так, известны модели белого цвета, более соответствующие названию машины. Их выпускали в ГДР ограниченной серией.

"Чайка"- "скорая помощь" из ГДР
"Чайка"- "скорая помощь" из ГДР

Одна из известных модификаций "Чайки" - ГАЗ-13С, в народе называемая "чёрный доктор". Автомобиль класса "универсал" был предназначен для медицинской помощи чиновникам госаппарата. Эти модели производились на Рижском заводе RAF, поэтому имели соответствующий шильдик на кузове.

Чайка модели "универсал"
Чайка модели "универсал"

Однако при всей премиальности и малотиражности (несмотря на многолетний выпуск модели, с 1959 по 1981 годы было выпущено чуть больше 3 тысяч штук), на "Чайке" могли покататься и рядовые советские граждане: списанные из "гаражей особого назначения" машины передавались в ЗАГСЫ.

Московская свадьба. Фото с сайта pastvu.ru 1972-1973 г. Автор Дубовик
Московская свадьба. Фото с сайта pastvu.ru 1972-1973 г. Автор Дубовик

Сейчас же прокатиться на такой машине уже практически невозможно. А у вас был опыт знакомства с "Чайкой"?

-10