Еще 4 года назад мировой рынок электросамокатов оценивали в 630 млн долларов, что составляло примерно 8% от общего числа 2-х колесного электротранспорта, но к 2024-му году аналитики сходились во мнении, что рынок увеличится практически в 2 раза, оно и не удивительно, ведь есть масса причин для этого.
1. Мобильность. В сравнении с стандартным самокатом вес практически равный, габариты аналогичны, что один, что другой допускаются к проезду в транспорте и их можно переносить на руках.
2. Мощность. Электрические самокаты могут развивать скорость до 50 км/ч, прибавим еще к выше указанным пунктам заботу о экологии темп развития шеринговых сервисов и снижение стоимости электротранспорта. Получаются сплошные преимущества. Однако все не так радужно, как могло бы показаться на первый взгляд.
В этой статье я вам расскажу, как происходит законодательное регулирование электросамокатов в России. Расскажем, как злоумышленники могут воспользоваться данными ваших банковских карт и списывать деньги за поездки с чужого счета, какими способами орудуют мошенники пытаясь взломать, угнать или увеличить скоростной лимит электросамокатов, а так же какую роль играют кампании в случаях ДТП и могут ли они вообще вычислить злостных гонщиков. И наконец расскажем про уязвимости сервисов, которыми пользуются не доброжелательные пользователи по сей день.
Немного углубимся в историю. Первый старт ап самокатов появился осенью 2015-го года, изначально по мнению предпринимателя Василия Быкова, электрические самокаты казались слишком громоздкими и совсем не надежными. Поэтому его сервис «Samocat sharing» занимался шерингом обычных самокатов, однако позднее в конце 2016-го года начали появляться модели с электрическими батареями от крупных компаний “Ninebot” и «Xiaomi” устройствам снизили вес до максимально приемлемого, что позволило внедрить батарею на 25-30 км хода, после небольшого развития предпринимателю повезло и он сумел привлечь 1.5 млн долларов инвестиций от “BMW”, “UrbanX” и “SOSV”. На данный момент времени в России множество крупных компаний стали инвестировать в мобильные средства передвижения, поминутная аренда самоката стала чуть ли не основным способом развлечения и в некоторых аспектах влияло на транспортную систему городов, помимо принесенных удобств, данный вид передвижения стал одним из самых опасных, пешеходы стали жаловаться на несущихся по тротуару самокатчиков, а число аварий с их участием только растет из года в год.
Неужели приобретенная пользователями кикшеринга индивидуальная мобильность, может так пагубно сказываться на безопасности других других жителей мегаполиса? - Конечно, во-первых электросамокаты заполонили города, в тесных улицах культурно значимых районах Москвы и Петербурга появились парковки, которые не всегда прилично выглядят в виду брошенных на них арендованных устройств, Во-вторых хроника событий подает первые сигналы надвигающейся проблемы, интеграция новых средств передвижения не дает четко определить их с точки зрения закона и ввести соответствующие ограничения.
Первой начала страдать северная столица с начала лета фиксировали серьезные случаи ДТП, следственный комитет проводил скандальные обыски в офисах крупнейших компаний “Whoosh” и «Bolt”, обвинения заключались в том, что сервисы оказывали услуги не отвечающие требованиям безопасности, но до настоящих виновников событий игнорирующих окружающих, руки почему-то не доходили.
Параллельно оперативники изымали транспорт со всех парковочных станций кикшеринга, в других городах пешеходы страдали не чуть не меньше, отдыхающим в Геленджике туристам, вовсе приходилось делить набережную с гонщиками, но по итогу на местном уровне власти курортного района установили запрет передвижения электросамокатов на набережной. Финальным аккордом стало происшествие с главой Кисловодска, 12 июня мэр упал с модного средства передвижения и едва остался жив.
В середине этого же месяца в интернете начали появляться кикшеринговые хакеры, злоумышленники уверяли жертв, что с легкостью можно взломать и угнать электросамокаты, а иногда и вовсе отключить лимит поездки, в большинстве случаев предложения оказывались банальным разводом на деньги, однако явно своим характером указывало на недостатки в системе защиты, возможность ограничения скорости передвижения безусловно является условной проблемой, однако помимо этого в случаях ДТП так же сложно выяснить кто на самом деле был за рулем электротранспорта, регистрация в приложениях кикшеринга довольно проста, приложение запрашивает лишь номер телефона и данные банковской карты для оплаты услуг, это провоцирует мошенников создавать аккаунты с фейковыми данными, казалось бы что тут такого, каждый может указать совершенно другие имя и фамилию, привязать свою карту и наслаждаться поездками.
Но что, если банковская карта оформлена на другого человека, а номер телефона вообще был куплен в интернете, через спец.сервисы, смогут ли тогда представители кикшеринга опознать водителя электротранспорта ?
Мне с легкостью удалось создать аккаунт на купленный в интернете номер телефона и привязать банковскую карту ничего не подозревающей жертвы. Оно и не удивительно, ведь сервисы в качестве подтверждения лишь списывают рубль со счета для подтверждения работоспособности карты, да и номер телефона необходим лишь для активации по смс.
Но что могло если кто либо позволит себе встать и поехать по городу?
Проверим на практике с самого начала.
- По запросу в гугл находим сервис с одноразовой продажей номеров телефона для регистрации на различных сайтах и сервисах, из-за того, что не все сайты принимают СМС сообщения от проката, ищем подходящий, пополняем баланс на минимальную сумму и покупаем виртуальный номер.
- Проходим регистрацию в одном из популярных кикшерингов и заполняем данные.
- После успешного внесения основных данных переходим в раздел профиль и настраиваем способ оплаты. К сожалению найти данные чужой банковской карты на сегодняшний день не сложно, их сливают в Телеграм каналы, а так же возможно купить на теневых рынках.
- После совершенной привязки мы имеем полноценный готовый аккаунт для собственных покатушек.
- Дальше мы решили сымитировать фейковую ситуацию ДТП, выходим, открываем приложение, находим поблизости электросамокат, берем поминутную аренду и как итог мы уже смогли организовать собственный досуг за чужие деньги, далее разгоняемся и сбиваем пешехода (нашего актера). Человек остается лежать на асфальте, а мы уезжаем с места событий, казалось бы вполне популярная ситуация судя по заголовкам последних новостей связанных с электросамокатами.
Однако, что в таком случае делать и как себя вести? - Давайте от сервиса проката, переходим на сайт кикшеринга, кликаем на раздел «вопросы и ответы» и не находим ничего связанного с ДТП, видимо для службы поддержки, это не на столько обширная проблема, как бы нам казалось. Только подумать, мы совершили ДТП, оставив жертву и уехали восвояси, ну а кто по итогу будет за это отвечать? В подобных случаях пользователь может на легке скрыться с места происшествия, а правоохранительные органы не смогут получить от администрации сервиса правдивые данные о виновнике, понятное дело, что города забиты камерами наружного наблюдения, но во времена пандемии обязательно использование масок может явно усугубить положение дел, однако страдать в этом случае будут владельцы карт, чьи платежные данные использовали в указанной схеме.