Найти тему
Прекрасное Далёко

Зачем на этюдах писать один и тот же мотив.

Я раньше не понимала художников, которые пишут один и тот же мотив много раз. Пока сама не начала делать так же.

Мне нравился уголок на ферме: старый дом, развесистые тополя и лиана у входа с яркими красными цветами. Очень живописное и дорогое для меня место.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Старая ферма".
Фото автора. Тяглова Н.В. "Старая ферма".

Написала его один раз, и поняла, что не смогла передать то, что хотела. Сделала в разное время еще несколько этюдов. Поменяла ракурс, масштаб, освещение. Попыталась увидеть старый дом и тополя через передний план: подсолнухи или ромашки. Этюды все получались красивые, но оставались только этюдами.

Фото автора. Тяглова Н.В. " Солнечный день на ферме".
Фото автора. Тяглова Н.В. " Солнечный день на ферме".

Тут я заметила, что каждый этюд раскрывает одну или несколько граней образа старой фермы, атмосферу которую мне так хотелось передать. Когда я пишу этот повторяющийся мотив, то изучаю его. Когда-нибудь пазлы сложатся в одно целое, и тогда родится образ этого места. Напишется картина, где будет передана не только атмосфера и обобщенный образ кубанских поселений, но и мое отношение к этому кусочку реальности, моя жизнь в этом месте.

Фото автора. Тяглова Н.В. " Вечер".
Фото автора. Тяглова Н.В. " Вечер".

Знаю художника, который каждый год пишет один и тот же пейзаж, а потом сравнивает результаты. Оказывается, этюды меняются, как меняется и сам человек. Мотив остался тот же, а вот настроение и даже манера написания у одного и того же художника оказались разные. Когда я его спросила об этом, он ответил, что живопись как лакмусовая бумажка его души и помогает ему понять самого себя. А ведь это просто этюды с повторяющимся мотивом.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Дорога домой".
Фото автора. Тяглова Н.В. "Дорога домой".

Вот этот суховатый этюд написан в год, когда ему пришлось мало писать, занимаясь другой работой. Не расписался. А этот мрачный, сразу дает понять о проблемах и потерях. Зато последний светлый и радостный говорит о том, что человек все преодолел и переоценил.

После разговора с ним я тоже посмотрела на свои работы. Хорошо видно, где я топчусь на месте, а где двигаюсь вперед. На разноплановых работах это тяжело увидеть, а вот на схожих мотивах хорошо заметно.

Так я взяла себе на вооружение этот живописный прием. Он позволяет изучить понравившийся сюжет и разобраться в своих этапах творчества.

Надеюсь, статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии.