Довольно часто нахожу под публикациями комментарии, в которых читатели пренебрежительно и, я бы даже сказала, высокомерно пишут, что всё то, хрустальное, что они увидели на фотографиях с блошиных рынков не достойно их внимания, так как:
«Это не хрусталь! Это штамповка!»
Стало интересно, чем же отличается «правильный» или "настоящий" хрусталь от «неправильного» (штамповки) и так ли жизненно важно обладать исключительно первым видом.
Любовь нашего народа к хрустальным изделиям имеет глубокие корни. В эпоху СССР, он считался признаком достатка и роскоши. Первая ассоциация, которая возникает у многих советских людей при словосочетании "настоящий хрусталь" - это богемский.
Такой хрусталь отличался высоким качеством материала, а также изяществом исполнения. Однако, даже богемский хрусталь бывает как ручной работы, так и штампованным (или еще называют прессованным или конвейерным)!
Сегодня хрусталь несколько вышел из моды, особенно досталось именно советскому хрусталю, то есть произведённому на наших отечественных предприятиях, который пренебрежительно и называют штамповкой.
Массовое производство, когда многие могли себе позволить хрустальную «роскошь», привело к тому, что хрусталь потерял статус роскоши.
Более того, появился странный миф, что изделия, полученные при массовом производстве и хуже, и непрозрачные, и не хрусталь вовсе.
Хотя, если уж строго судить, то на самом деле «хрусталь» – это просто разновидность обычного стекла. Но всё дело в «добавках»: стоило добавить в стекло свинец и вуаля – получилась «магическая» структура, позволяющая изготавливать невероятно красивые вещи.
Стоит отметить, что любой производитель хрустальных изделий придерживается одного негласного правила – покрыть все потребности рынка, удовлетворить любые вкусы и любые возможности аудитории.
Поэтому даже такие знаменитые производители хрустальной красоты, как, например, еще одна уважаемая в СССР мануфактура - чешская фирма Moser, расположенная в Карловых Варах и более 160 лет поражающая нас прекрасными изделиями, не гнушается производить и предлагать к продаже штамповку – изделия конвейерного типа!
Массовое «конвейерное» производство хрустальных изделий, конечно, предполагает невысокую художественную ценность, брак и не самое высокое качество производства. Тем не менее, от этого такие изделия не становятся нехрустальными.
Бесспорно, что все изделия, изготовленные таким способом, не имеют никаких отличий – «одинаковы с лица». Но, вероятно, это единственный недостаток таких хрустальных изделий.
Да, они не уникальны по виду, но зато они доступны каждому, ведь конвейер привел к удешевлению производства!
Отличить качественно исполненный прессованный (штампованный/конвейерный) хрусталь от хрусталя, подвергшегося ручной обработке, может, пожалуй, только специалист.
Обыватели в первую очередь могут ориентироваться на цену: для конвейерной вещи она в 5-10 ниже, чем у Hand Made. Ну и стоит искать этикетку с соответствующей надписью.
Одна из читательниц канала любезно поделилась своим мнением, подтвердив всё выше сказанное:
... Я в молодости работала на хрустале - наносила рисунок на вазы. Весь хрусталь с одной печки. Просто один штампованный, а другой тоже штампованный, но по граням обработанный на станке особыми шлифовальными кругами - рабочий прорезает рисунок на вазе - звездочки, камешки, сеточки. Потом отрисованный хрусталь поступает на обработку плавиковой кислотой. И матовый рисунок становится прозрачным и блестящим.
Иными словами: один включает ручную (полуручную) работу, а другой - нет. Но блеск и зависит от этой ручной проработки-нарезки. Плоские грани с острыми ребрами и вершинами и дает качественное отражение света - и, как следствие, игру...
Отрывок из комментария Людмилы Д.
Подытожим?
Не бывает "правильного" и "неправильного" хрусталя. Просто существуют разные технологии обработки этого материала (ручной и штамповка), оба из которых в равной степени используются на всех хрустальных производствах мира.
Изделия, получаемые в результате, обоих видов технологии являются хрусталем, ведь именно так называется стекло, которое содержит в себе примесь свинца в количестве от 6 до 36 % (мировой стандарт - 24 %).
Поэтому говорить "Это не хрусталь, а штамповка" точно также не корректно, как сравнивать длинное и холодное.