Найти тему

Поездка в Кижи 25-28 июль 2021

Оглавление

25 июля

Оказывается, есть своя прелесть в том, чтобы путешествовать в одиночку. Можно встать совершенно поздно, долго собираться и наконец стартовать в том момент, когда становится ясно, что уже выбилась из намеченного графика пути, и фиг с ним. Со мной моя палатка, спальник, средство от комаров и твердая уверенность, что с этим добром я могу заночевать где угодно.
Дороги от Петербурга до самого севера Ладоги повсеместно идеальные, ехать по ним не составляет никакого труда и напряжения, и эта благодать оборачивается другой напастью, которая частенько начинает преследовать меня на хороших и безлюдных дорогах Карелии - в какой-то момент начинает неодолимо тянуть в сон. И тогда приходится прибегать к помощи кофе или даже энергетика. Тут, я думаю, надо всё-таки следить за тем, чтобы не злоупотреблять лишнего с этим кофе. А то перестанет действовать.

Замечательно ехать и невозбранно пользоваться возможностью останавливаться в любом месте и по любой прихоти. Хотя, честно говоря, когда в шесть часов вечера я обнаружила, что только-только добралась до севера Ладоги, я решила что с прихотями и остановками всё-таки надо ужаться, а то так совсем никуда не доеду. Насчет того, чтобы добраться до пристани Оятевщина на онежском полуострове... ну, я сильно начала сомневаться.
Но насчет доехать в этот день до Медвежьегорска я ещё готова была побороться!

Хотя, конечно, лучше здесь не задерживаться.
Хотя, конечно, лучше здесь не задерживаться.

В мою борьбу, однако, вмешался ремонт дороги где-то на участке между Ляскеля и Пряжа. Длинные участки гравия, снятого асфальта и реверсивного движения по одной полосе, регулируемого светофором, притормозили мой решительный настрой спешить без остановок и задержек. Так что когда я в половине девятого, проезжая деревню Маньга, с дороги увидела на горушке деревянную церковь наподобие того деревянного зодчества, которое и было моей целью на острове Кижи, я не могла уже проехать мимо просто так.
Ладно, чувствую, не судьба мне сегодня доехать до Медвежьегорска, тогда надо точно заехать к этому памятнику.
Итак - Часовня Рождества Богородицы (XVIII век) - типичная часовня пряжинских карелов. Лучше всего фото церкви получаются зимой или осенью, когда её не заслоняют трава и деревья, а у меня пока что вот такие фото.

-4
-5
-6
-7
-8

Ну и наконец к закату я добралась только до Пряжи.
Дальше ехать в предстоящую темноту мне стало грустно, и я решила, что пришло время искать место ночёвки. Навигатор показывал в округе несколько озер и речек, но в реальности дорожек и тропинок к ним почти нет, а те что есть - обстроены какими-то домами. Такова, видать, Карелия - народу мало, и подходов-подъездов к воде тоже мало, а те, что есть, сделаны местным народом для себя, а не для туристов .
Вообщем, удаляясь по второстепенным дорожкам вглубь леса, я набрела на ухоженный огороженный колодец посреди полянки.
Ехать днём по дороге в одиночку по -своему комфортно, но вот оправляться на ночёвку в одиночку - немного грустно и даже как-то боязно. Поэтому для меня при выборе места для ночёвки главное - найти совершенно безлюдное место. А воду, скажем, накрайняк можно и с собой привезти, на то у мотоцикла и мотор есть.
Поэтому у колодца я обустраиваться не стала, а поехала дальше по дорожке-тропинке, которая постепенно и быстро зарастала- исчезала в зарослях, и скоро закончилась полным тупиком в лесу. Отлично! То что надо. И вода рядом, и безлюдное, закрытое лесом местечко. Мало того, немного попозже выяснилось, что даже вай-фай тут имеется! Ну, судя по карте, тут рядом дачный посёлок Радуга.

500 км.

26 июля

Но чем замечательно путешествие на мото (вот, скажем, в отличие от вело ) - всего каких-то 20 км, и ты из леса попадаешь опять в какую-нибудь кафешку. Например, на заправкe вот с такой достопримечательностью. Уж не знаю, забегали ли эстафетчики с факелом перекусить в эту кафешку, но памятный знак стоит именно здесь.
Но чем замечательно путешествие на мото (вот, скажем, в отличие от вело ) - всего каких-то 20 км, и ты из леса попадаешь опять в какую-нибудь кафешку. Например, на заправкe вот с такой достопримечательностью. Уж не знаю, забегали ли эстафетчики с факелом перекусить в эту кафешку, но памятный знак стоит именно здесь.
А вообще селение Пряжа, как говорит википедия - весьма старинное:  "Собственно название «Пряжа» в описательном именовании зафиксировано в писцовой книге Заонежской половины Обонежской пятины 1582—1583 годов:"
А вообще селение Пряжа, как говорит википедия - весьма старинное: "Собственно название «Пряжа» в описательном именовании зафиксировано в писцовой книге Заонежской половины Обонежской пятины 1582—1583 годов:"

А это озеро Пряжинское и пляжик в посёлке Пряжа. Обязательно надо искупаться, а то что за путешествие без купания. Вода уже не такая тёплая, как ещё неделю назад на маленьких озерах Карельского перешейка, но вполне терпимая. Я бы даже сказала - обычной летней температуры.
Удивил несколько обычай местных людей. Кажется, для них это обычное дело - купаться на пляже и тут же рядом на мостках стирать белье и мыть какие-то бадьи из-под шашлыка. У них что - вода только в озере?

Дальше - ещё немного пути, и я наконец в Петрозаводске. В прошлый раз по прибрежному парку я уже гуляла, но теперь надо искупаться именно в Петрозаводске, и именно в Онеге. Нашла вот такой симпатичный пляжик прямо в городе, на который можно подъехать близко на машине (хотя, возможно, только в будний день).

Так, ладно, не пойму, куда делся целый день, но ближе к вечеру я наконец-таки стала на финишную прямую (Или нет. Как оказалось вечером). - на дорогу по полуострову от Медвежьегорска до пристани.
Дорога эта "крайне разнообразна", как сказали бы путеводители. То есть она имеет куски и отличного новенького асфальта, (ближе к Медвежьегорску), затем куски строящейся дороги с густым слоем гравия протяженностью этак километров на пять, а дальше - старый асфальт разной степени убитости. Но я его не фотографировала, потому что вроде как торопилась, но удержаться не фотографировать водные просторы всё-таки не могла.

Местами дорога выходит прямо на берег залива, или говоря по-онежскому - на берег губы.
Местами дорога выходит прямо на берег залива, или говоря по-онежскому - на берег губы.
Не знаю, видно ли на фото, как засыпана пылью зелень на берегу. Это гравийный участок ремонтируемой дороги.
Не знаю, видно ли на фото, как засыпана пылью зелень на берегу. Это гравийный участок ремонтируемой дороги.
-16
Мостики через заливчики и озёрца.
Мостики через заливчики и озёрца.
-18


церковь Георгия Победоносца в поселке Толвуя.
церковь Георгия Победоносца в поселке Толвуя.
 Считается, что свое название село получило от финно-угорских слов, которое означают «talvi» — зима и «оjа» — ручей, то есть "Зимний ручей". Впервые в письменах упоминается в 1375 году, так как близ поселения в это время был создан Палеостровский монастырь. В 1583 году произошло запустение поселка, в связи с неурожайным годом и западной военной интервенцией. Здесь родился и принял крещение преподобный Зосима Соловецкий, а 5 лет в начале 17 века в ссылке здесь провела монахиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Романова, мать будущего русского царя. 
Каменная Георгиевская церковь была построена в 1876 году на средства и силами местных жителей и прихожан на месте стоявшей ранее здесь и сгоревшей при пожаре деревянной церкви.
Считается, что свое название село получило от финно-угорских слов, которое означают «talvi» — зима и «оjа» — ручей, то есть "Зимний ручей". Впервые в письменах упоминается в 1375 году, так как близ поселения в это время был создан Палеостровский монастырь. В 1583 году произошло запустение поселка, в связи с неурожайным годом и западной военной интервенцией. Здесь родился и принял крещение преподобный Зосима Соловецкий, а 5 лет в начале 17 века в ссылке здесь провела монахиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Романова, мать будущего русского царя. Каменная Георгиевская церковь была построена в 1876 году на средства и силами местных жителей и прихожан на месте стоявшей ранее здесь и сгоревшей при пожаре деревянной церкви.

Памятный знак в деревне Пургино

-21

Фотоаппарат уже не осилил вечерние сумерки, поэтому для пояснения возьму чужую фотку из интернета :

-22

Павел Николаевич Рыбников (1831—1885) —русский этнограф, фольклорист, публицист. Вице-губернатор города Калиш (Польша), действительный статский советник.

-23

Он проехал свыше двух тысяч вёрст от Петрозаводска через Заонежье до границ Архангельской и Вологодской губерний, лично записал 165 текстов на 50 сюжетов былин от тридцати народных сказителей; одновременно записывал сказки, песни, причитанья, поверья, руны и ёйги.
До Павла Николаевича Рыбникова русская
этнография знала в области былин только Киршу Данилова и немногие пьесы в «Памятниках великорусского наречия». Считалось, что найти былины можно только где-нибудь в Сибири — и когда огромный запас их был отыскан недалеко от Санкт-Петербурга, то первым впечатлением учёного мира было изумление и даже недоверие, тем более, что Рыбников лишь в 3-м томе (Петрозаводск, 1864) подробно рассказал о своих странствиях по Олонецкому краю, о том, как был открыт им былинный эпос, как разыскивал он певцов, которых перечислил поименно, с указанием их местожительства и прочего.
В заключение этого сюжета добавлю только одно. Былину "Садко" знаете? - Вот. Его работа. В смысле - он записал со слов олонецкого крестьянина Андрея Сорокина.

-24

ну и наконец в этом месте мне стало ясно, что и сегодня я не доеду до Кижи. Потому что уже пора искать место ночёвки, и мне подумалось, что если я поеду на берег залива Великая Губа, то там-то уж мне найдется местечко на берегу.
Я доехала до селения Великая Губа, проехала его насквозь и отправилась дальше вдоль берега по грунтовой дороге. Справа - залив за узкой полоской леса. Место низкое, в остывающем воздухе хорошо разносится резкий и такой печальный в темноте леса запах подгнивающей скошенной травы, унылых болотцев слева от дороги, сырого подлеска. Хотелось бы выбраться к берегу, на простор, но съездов с дороги опять очень мало, а те, что есть - заняты какими-то строениями. Впрочем, велосипедисты могли бы найти одно-другое место, где они могли бы продраться через лесочек с велосипедами...
Я же только нашла отворотку налево, на которую смогла заехать по брустверу из травы. Дальше дорога представляла из себя полосу травы на зарастающем поле, травы, укатанной какими-то сумашедшими джиперами или (квадроциклами?) каковые джиперы в конце-концов раскатали небольшую полянку на краю лиственного леса, и даже проломились в лес. Я заглянула туда - имеет ли эта безумная дорога продолжение, или лес всё-таки их остановил? Дорога, состоящая из луж, нарубленных-поломанных палок и грязи явственно уходила в лес. Но всё-таки полянка была хороша, и я решила, что место это достаточно уединенное, и что сегодня, в будний вечер, можно уже не ожидать никаких безумных джиперов на этой дорожке.
Так что можно тут становиться.
360 км. Хм, и где я ездила целый день??? до сих пор не пойму.


27 июля

ну вот и чудесное утро, и улетучились все печальные вечерние запахи. Теперь небольшой рывок в 40 км, и уж сегодня я-таки доберусь до Кижи!

-25

-26

Тоже себе древнее село. Уж подревнее Петербурга :) Впервые поселение упоминается в исторических документах в 1583 год.

-27

выглядит очень старинно. Просто дом.

-28

Последние 40 км от Великой Губы до пристани дорога в основном или уже замечательная, или скоро будет такой.

-29

Вот и пристань. Перед пристанью - круговая площадь, на которой можно парковаться. И десятка два машин.
Дальше я, не заморачиваясь куда-то звонить, просто пошла на берег и сразу наткнулась там на лодочника. Договорились и поехали. Плата: 500 рублей туда и обратно. Маленький катерок с мотором. Буквально пять минут пути по воде.

Двадцатидвухглавая !!! церковь Преображения Господня построена в 1714 году
Двадцатидвухглавая !!! церковь Преображения Господня построена в 1714 году

попасть на остров можно только через кассу, всякие варианты обходных путей лодочник отверг, потому что везде уже камеры стоят. Да и лучше конечно, через кассу - за 600 рублей вы попадаете сразу в главную архитектурную часть острова и можете присоединиться к любой экскурсии, которые тут бродят во множестве. За эти же деньги можно попасть в одно из помещений главного храма Преображения Господня и в один крестьянский дом. Другие помещения храма, часовенка и другие домики - за отдельную плату каждый. Те же 600 рублей.

кстати, этапы реставрации церкви Преображения, которая длилась сорок лет и закончилась только в 2020 году, временами выглядели поразительно и драматически...
кстати, этапы реставрации церкви Преображения, которая длилась сорок лет и закончилась только в 2020 году, временами выглядели поразительно и драматически...
-32

-33

во-о-он в тот большой крестьянский дом вы можете попасть за те же 600 рублей и с экскурсией. Довольно интересно.

Дом, конечно, не стоял здесь изначально вот так прямо под стенами храма. Дом принадлежал очень зажиточной семье где-то на материке, и был привезен на остров в 1951 году. Пандус построен для заезда на второй этаж лошадей с телегой.
Дом, конечно, не стоял здесь изначально вот так прямо под стенами храма. Дом принадлежал очень зажиточной семье где-то на материке, и был привезен на остров в 1951 году. Пандус построен для заезда на второй этаж лошадей с телегой.
 Часовня Михаила Архангела. Перевезена на Кижи из материковой деревни в 1961 году.
Часовня Михаила Архангела. Перевезена на Кижи из материковой деревни в 1961 году.
-36

Экскурсоводы уверяют, что все деревянные детали построек - истинные, те самые старинные детали, и что даже во время реставрации их не обрабатывали никакими защитными составами, в целях сохранения историчности и подлинности. Удивительное это чувство - видеть и прикасаться к 300-летней древесине. Трудно поверить, что деревянный, ничем не обработанный дом может так долго простоять. Существует несколько приёмов, которые обязательно соблюдали в старину плотники , и один из них - бревно можно только тесать топором, ни в коем случае не пилить пилой. Пила раздёргивает волокна спила, и туда проникают влага и кислород, жучки и плесень. А топор во время рубки эти самые волокна шлифует и мнёт, уплотняя торец бревна.

-37

а здесь - небольшая экспозиция, раскрывающая в деталях внутренние секреты плотницкого мастерства. и тут мы видим, что на маленьких деталях, конечно, без гвоздиков-то не обойтись :)))

-39

а это - платное помещение церкви Преображения.

Иконы потолка этого помещения были утрачены во время войны - они были вывезены в Финляндию во время оккупации острова (или же не вывезены, но всё равно финны их сняли и куда-то потеряли)
Но сохранили черно-белые фото и описания этих икон, благодаря чему музейные работники создали интерактивный образ этого потолка.

-40

вот так - на планшете - можно увидеть, каким был потолок


-41

небольшая выставка шунгита, коего в этих краях - завались.

-42

Шунгит Малевича. В смысле - тут лежит "мелкая шунгитовая галька". Кажется, я наблюдала эту гальку километров этак пять под колесами мотоцикла и вокруг себя по дороге сюда...

Ну вот. А вообще остров имеет 5,5 километров в длину, ухоженные лужайки-газоны, дорожки-тропинки, и можно взять напрокат велосипед. Правда, велосипеды, как все прокатные , страшно угробищные, и лучше всё-таки пешком погулять.

Ну вот, в пять часов вечера я только отчалила от острова Кижи, и поехала обратно 150 км. до Медвежьегорска. Быстро опять не получилось: то дорогу ремонтируют, то наоборот - совсем не ремонтируют, а то солнце прямо в глаза.

Заночевала под Медвежьегорском где-то в лесу без водоёма, зато опять в отменно уединенном лесном тупичке. В навигаторе я видела какую-то ниточку типа речки, и отправилась её уже почти в темноте поискать. Речки я не нашла, но наткнулась на чьи-то крупные, выбеленные временем кости, заметно крупнее человеческих . "Не слишком ли уединенное место, я однако, нашла? " - подумалось мне. и расхотелось искать дальше речку. Тем более, что местность явно имела склонность впасть в болото. Да ну её в болото, эту речку. И вернулась обратно. Нормально тут, мерный шум с трассы слегка доносится и даже как бы успокаивает.

220 км.

28 июля

ну, это утреннее фото.
ну, это утреннее фото.
челюстина просто громадная. Наверно, лосиная, никак не меньше.
челюстина просто громадная. Наверно, лосиная, никак не меньше.
и тут же рядом -  какая-то охотничья приспособа на жердях. Не понимаю: приспособа маленькая (говорят - на песца или ласку), а кости валяются лосиные... Очень загадочная история...
и тут же рядом - какая-то охотничья приспособа на жердях. Не понимаю: приспособа маленькая (говорят - на песца или ласку), а кости валяются лосиные... Очень загадочная история...

-46

А вот в этом месте прямо с дороги открывается замечательное озеро.

-47
-48
берег от дороги отделяет длинный отбойник, но на концах этого отбойника можно съехать на грунтовку, идущую вдоль берега. Я доехала до галечного пляжа, и дальше не стала искать места лучше, покупалась тут. Вода вполне терпимой прохладности, уж потеплее, чем в Петрозаводске.
берег от дороги отделяет длинный отбойник, но на концах этого отбойника можно съехать на грунтовку, идущую вдоль берега. Я доехала до галечного пляжа, и дальше не стала искать места лучше, покупалась тут. Вода вполне терпимой прохладности, уж потеплее, чем в Петрозаводске.

хотя, проехав потом дальше, обнаружила, что на этом же берегу имеется и превосходный песчаный длинный пляж!, но... поздно. Я вознамерилась сегодня точно доехать домой, а значит, зависать два раза на озере некогда. В мото-покатушке, вот досада, раздеться-одеться для купания занимает времени больше, чем само купание.

Но очень скоро мое твердое намерение ехать безостановочно опять было поколеблено очередной достопримой - древний вулкан Гирвас! Ничего не поделаешь, я питаю слабости ко всяким древностям и ветхостям, надо ехать.
Поехала по указателям на вулкан. Приехала на место. Не видать и не слыхать вулкана, зато нашлось хорошо ухоженное туристическое стойбище с некоторым количеством туристов. Надо купить билет в 100 рублей. Наперед скажу - честно говоря - не знаю, на что тут организаторы употребляют входную плату. ("А чтобы Провал не слишком проваливался"). Наверно, вся уходит на зарплату охраннику-билетеру, который сидит у калиточки в жердяной ограде. И я думаю, что если придти сюда ночью, то сто рублей можно сэкономить.

сейчас это осушенное русло реки Суна, а выше (точнее - у меня за спиной) находится электростанция и водохранилище.
сейчас это осушенное русло реки Суна, а выше (точнее - у меня за спиной) находится электростанция и водохранилище.
наш вулкан был так называемый "щитовой" - то есть без этого вот эффектного конуса и жерла, откуда в небо бьёт километровый столб пламени, а скорее громадный пологий пупыр, из щелей которого истекала лава.
наш вулкан был так называемый "щитовой" - то есть без этого вот эффектного конуса и жерла, откуда в небо бьёт километровый столб пламени, а скорее громадный пологий пупыр, из щелей которого истекала лава.
-52

вот она - застывшая лава.
вот она - застывшая лава.
ну вот,  как вы видите, стихия во всей чудовищно-грозной красоте своей бушевала здесь  и неистов...ств... авала... ну короче - всё тут взрывалось и клокотало каких-то два миллиарда лет назад! Причём, считается, что извержение происходило в течение 900 миллонов лет.
А меня опять рядом не было!
ну вот, как вы видите, стихия во всей чудовищно-грозной красоте своей бушевала здесь и неистов...ств... авала... ну короче - всё тут взрывалось и клокотало каких-то два миллиарда лет назад! Причём, считается, что извержение происходило в течение 900 миллонов лет. А меня опять рядом не было!

Ну ладно, раз я опоздала к извержению вулкану, мне следовало поторопиться домой.

Небо пока ясное, но до дождя финишировать я всё равно не успела. Где-то километров за 20 до Сясьстроя, уже ближе к закату наши края наконец-то посетила и накрыла громадная туча с грозой, которой мы все ждали, кажется, месяц, и вот надо же - как мне повезло встретиться с ней в пути глядя на ночь. Несколько раз впереди, серую стену неба пронзал сияющий шнурок молнии, вонзавшийся прямо в горизонт. Грома в шлеме особо слышно не было.

-55

И так с короткими перерывами ливень проносился над землей всю оставшуюся дорогу вплоть до самого дома.

-56

Ура, поездка закончена, на сегодня - 630 км. Всего 1710 км.