Недавно я наткнулась на пост кинокритика Антона Долина. В нем был список рекомендованных для детей фильмов. Это действительно был изумительный набор кино- и мультипликационных шедевров. Потом я почему-то начала читать комментарии и была просто ошарашена тем шквалом претензий, которые увидела. Вся они сводились к тому, что детям нельзя показывать то, что может их напугать, расстроить или разозлить. Другими словами, все, что вызывает сильные эмоции. То есть, любое настоящее произведение искусства. Вменяемому родителю понятно, что кино с откровенным насилием и жестокостью демонстрировать человеку в самом нежном возрасте, действительно, не самая лучшая идея. Но где проходит граница, за которой естественное желание оградить от вредоносной информации становится идеей фикс и вообще лишает ребенка возможности встретиться с любыми сильными переживаниями?
Я музыкант и знаю, что на афише филармонии или оперного театра должен стоять возрастной ценз: 6+ или 12+ Это требование на основе закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В ситуации с классической музыкой ситуация особенно абсурдная. Попробую угадать, по какому принципу может приниматься решение о возрастном цензе: может, чувственные кульминации Рахманинова или и резкие ритмические перебивки в “Весне Священной” Стравинского могут быть вредны для психики ребёнка до 12 лет? Или так, маленькая ночная серенада Моцарта малышам не навредит, а вот уже его опера «Дон Жуан» может испугать или развратить, ведь там есть страшный Командор и соблазняющий Донну Анну безнравственный ловелас.
Раньше никто не объяснял нам, что есть вредное и полезное для детей искусство. Когда моей дочери было несколько месяцев от роду, ее папа ставил над ней культурные опыты. Например, давал слушать «Болеро» Равеля на большой громкости и наблюдал за реакцией в кульминации (результат – чем ближе к кульминации, тем удивленнее лицо младенца). А еще, любил читать дочери перед сном «Маленькие трагедии» Пушкина. Захожу как-то в ее комнату, а перед детской кроваткой сидит ее папа Илья, и в духе старой Мхатовской школы произносит: «Бокалы пеним дружно мы, И девы-розы пьем дыханье, быть может…полное чумы!». Лет в восемь моя дочь зафанатела от фильма «Быть Джоном Малковичем», смотрела, не останавливаясь раз по пять подряд. Если кто-то помнит этот фильм, то понимает, что там полно сцен совсем не для детских глаз. И прочее, и прочее…
Сейчас, когда дочка выросла и стала взрослой, я вижу, что эксперимент под названием «настоящее искусство не может причинить вред психике ребенка» удался. Для чистоты эксперимента нужно соблюсти только одно условие: искусство это должно быть качественным.
https://www.instagram.com/polinafradkina/
#искусстводлядетей #полезноеивредноеискусство #музыкаивоспитание #полинафрадкина #вреднаяинформация