Преподобный Серафим Саровский особо почитаем православными христианами. В России немало источников, освященных в честь этого удивительного святого. Особенно много их в Курской области. Один из них находится в самом сердце малой Родины преподобного – в деревне Машнино. Здесь жили и трудились родители и родственники Прохора Мошнина – будущего старца Серафима.
Узкая асфальтированная дорога шириной в полторы полосы ведет от трассы «Курск–Воронеж» в сторону поселка Солнцево. Поля, посадки и небольшие лесочки летом радуют глаз сочными зелеными переливами, а зимой – сверкающими на солнце снежными равнинами и осыпающимися с ветвей иголочками инея. У дороги и поодаль затаились полузаброшенные старушки-деревни и из последних сил бодрящиеся села, где половина домов провожают путников пустыми глазницами окон, одинокие, приютившие ветер.
Среди них есть особое место – деревня Машнино. В дни православных праздников здесь бывают сотни людей – особую благодать источает расположенный здесь святой источник преподобного Серафима Саровского. Приезжающие из других городов и разных уголков Курской земли поклоняются святыне, набирают воду, окунаются в купели и находят душевное успокоение. Многие приезжающие признаются, что это одно из лучших мест, чтобы привести в порядок сердце, обрести гармонию с природой и самим собой, исцелиться. Конечно, для этого необходима живая вера самого человека в силу Господа нашего, Который учил:
По вере вашей да будет вам (Мф. 9: 29) и говорил исцеленным: Вера твоя спасла тебя (Лк. 8: 48). В этих известных евангельских словах заключен важнейший смысл – Господь являет чудеса, даже явные, людям с глубокой верой.
В последние годы на солнцевской земле, как и во всей России, возрождается православная вера, селяне по крупицам восстанавливают разрушенные храмы, строят новые.
Святой источник батюшки Серафима и купель около него также укрепляются руками местных жителей из окрестных деревень – прихожан Троицкого храма села Бунино. Эта старинная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы построена в XIX веке. Изначально это было «деревянное здание на каменном фундаменте с такой же колокольней в одной связи и крышей, покрытой железом».
Небольшой храм рядом с погостом примечателен тем, что никогда не закрывался. Он стойко пережил даже тяжелые для православных христиан 1920–1930 годы прошлого столетия.
Постоянные прихожане Троицкого храма – жители самого села Бунино и его приселка – деревни Машнино. К 1917 году здесь насчитывалось 265 дворов – жили крестьяне, духовные лица, дворяне и мещане.
Источник преподобного Серафима Саровского находится в 2 км к югу от храма, недалеко от деревни Машнино, у подножия горы на левом берегу реки Сейм. По народному преданию, которое издавна бережно хранят и передают из поколения в поколение старожилы Бунино и Машнино, здесь находилась усадьба богатого именитого купца Исидора Ивановича Мошнина и его жены Агафьи Фотиевны – родителей Прохора Мошнина, будущего святого Серафима Саровского. Сейчас над обрывом у источника стоит дом Николая Рослякова, который уверен, что именно на месте его усадьбы когда-то стояло имение Мошниных.
Один из благоустроителей святого родника Николай Степанов, прихожанин Троицкого храма, указал «белую» гору, где до недавнего времени велась добыча известняка. Считают, что, возможно, в XVIII веке здесь располагался один из кирпичных заводов Исидора Мошнина, который был строительным подрядчиком каменных зданий, домов и церквей и использовал строительный материал с собственных заводов.
Николай Петрович рассказал, что источник был известен с давних времен, местные жители издревле почитали его святым. Он помнит, как мальчишкой бегал с соседскими ребятами к роднику, чтобы напиться и набрать из ключа студеной чистой воды. Здесь был небольшой колодец, срубленный из дубовых бревен. После революции источник пребывал в запустении, и только когда в 80-е годы прошлого столетия ослабело давление советской власти на православных, Николай Петрович с общинниками начали тайно, не жалея сил и средств, облагораживать его. Людская молва стремительно разнесла весть о существовании святого животворного родника далеко за пределы Курского края. Из разных городов России потянулись сюда страждущие, чтобы набрать не только целебную воду, богатую ионами серебра, но и глину.
В 2003 году к 100-летию канонизации святого старца источник решили благоустроить. К этому благому начинанию с большим желанием подключились местные жители. Работы на источнике вели ежедневно: совместными стараниями проложили асфальтовую дорогу, соорудили ведущую к источнику лестницу с перилами, возвели кирпичную надкладезную сень и установили крест. В 2015 году здесь появилась деревянная купель.
1 августа по новому стилю Православная Церковь отмечает день обретения мощей преподобного Серафима Саровского. По многолетней традиции прихожане совершают ежегодный крестный ход от Троицкого храма села Бунино в деревню Машнино. Праздничное шествие с хоругвями и иконами под благозвучное пение акафиста преподобному Серафиму Саровскому следует до святого источника, где священнослужители соборно совершают молебен с чином малого освящения воды.
Традиция эта давняя. В Государственном архиве Курской области хранится докладная записка о положении Церкви и церковной обстановке в Курской области в 1951 году за подписью уполномоченного Совета по делам религий, в которой описан примечательный случай. Сельский православный священник был изобличен в организации крестного хода на источник и служении там водосвятного молебна. На вопрос уполномоченного, знаком ли он с указаниями по этому поводу, священник ответил утвердительно. Он сказал, что делал это сознательно, зная о запрете, и что готов пострадать, и решительно добавил: «Большой грех не подчиняться власти, но еще больший грех перед Церковью – несоблюдение обрядов. Если мне придется пострадать за это, то что же делать. Более высокое духовенство страдало, Сам Христос пострадал, а нам, маленьким людям, и тем более…» Дальнейшая судьба этого священника, к сожалению, неизвестна.
Ревностно оберегают святой источник люди, и батюшка Серафим не оставляет приходящих к нему в предстательстве перед Господом.
«Обряд водоосвящения восходит своими корнями к глубокой древности, к апостольским временам. Святая Церковь словом Божиим освящает воду для того, чтобы снизошла на нее благодать Духа Святого и вернулась первозданная чистота, которой она обладала при сотворении мира Богом. Вода – истинный дар Божий. Сам Господь Иисус Христос освятил естество воды, когда принимал святое крещение в реке Иордан. Чинопоследование водоосвящения содержит моления о ниспослании на воду благословения Иордана и о даровании ей благодати для исцеления душевных и телесных немощей, для отгнания всякого навета видимых и невидимых врагов, для освящения домов и для всякой другой пользы, чтобы все причащающиеся и омывающиеся ею имели возможность получить очищение, освящение и здравие душ и телес, – поведал настоятель Троицкого храма села Бунино иерей Александр Головченко. – С этой целью на святом источнике преподобного отца нашего Серафима Саровского в деревне Машнино совершаются регулярные водосвятные молебны. С теплой молитвой мы обращаемся к нашему земляку и покровителю, заступнику и ходатаю о нас перед Богом: "Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!"»
Иисус Христос сказал:
Кто жаждет, иди ко Мне и пей
(Ин. 7: 37). Чудотворные источники напоминают нам, что Спаситель есть тот самым высший Живоносный Источник, питающий святую Православную Церковь и всех нас. Вода из святых источников являет чудодейственную помощь святых угодников Божиих.
Ольга Горяинова
На сайте: https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/istochnik-batyushki-serafima/
Не пропустите новые материалы – подписывайтесь на наш канал.