Найти в Дзене
Автомобили и люди

Резина vs полиуретан: о чём умалчивает реклама

Оглавление

Статьи, в которых рассказывается о преимуществах сайлентблоков и втулок из полиуретана над аналогичными изделиями из резины встречаются на разных интернет-ресурсах. Но что в этих рассказах – правда, а что – откровенный вымысел? Почему материал, который, если верить его поклонникам, обладает многими достоинствами, не слишком охотно используют производители автомобилей? Попробуем разобраться.

Полиуретан такой, какой он есть на самом деле

Впервые его синтезированный ещё в сороковых годах XX века, эластичный полимер не является новейшим изобретением. Однако для того чтобы наладить массовое производство перспективного материала потребовалось целых 20 лет. И даже сейчас его применение в некоторых областях техники ограничено.

Достоинства

Да, постепенно полиуретан стали всё чаще применять там, где имели значения такие характеристики, как:

  • Способность изменять форму под нагрузкой и быстро восстанавливать её после снятия прилагаемого усилия.
  • Высокая износостойкость.
  • Прочность.
  • Низкая теплопроводность.
  • Хорошие диэлектрические качества.

Любители полиуретановых втулок и сайлентблоков утверждают, что такие детали устойчивы к воздействию бензина и моторного масла. Бытует мнение, что после установки подобных комплектующих повышается чёткость работы подвески автомобиля. По крайней мере, на первых порах…

Полиуретановый сайлентблок
Полиуретановый сайлентблок

Недостатки

Всё это так. Однако поклонники изделий из эластичного полимера скромно умалчивают о том, что конкурент резины:

  • Быстро теряет свою эластичность по мере снижения температуру окружающего воздуха. Большинство доступных сортов полиуретана твердеют при – 30 °C. Задубевшие на морозе сайлентблоки оказывают на другие детали подвески негативное воздействие.
  • Устойчивый к истиранию, разрушает металл в зоне контакта. Проще говоря, сам оставаясь цел, он повреждает фиксирующие втулки и зажимы, направляющие пальцы, стойки стабилизаторов, реактивные тяги.
  • Имеет склонность к водопоглощению и в течение дня способен впитать до 2% влаги, что приводит к ухудшению его характеристик.

Но самым серьёзным недостатком, с точки зрения конструкторов автомобилей, является низкая способность полиуретана к адгезии. На эту особенность можно закрыть глаза, когда речь идёт о нагрузках на сжатие и растяжение. Но дело в том, что большинство сайлентблоков ходовой части подвергаются нагрузкам на кручение.

Возьмём, к примеру, поперечный рычаг подвески типа МакФерсон. Как правило, он соединён с рамой или несущим кузовом с помощью двух сайлентблоков.

Рычаг подвески
Рычаг подвески

Пока эластомер надёжно соединён с наружными и внутренними втулками, всё отлично. Но стоит этой связи разрушиться, и подвеска начинает работать некорректно. Благодаря особенностям полиуретана, неисправность не заявляет о себе характерными шумами. Зачастую поломку не удаётся обнаружить ни при визуальном осмотре, ни с помощью традиционных методов диагностики. Однако управляемость автомобиля заметно ухудшается, что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

Смотришь на такой сайлентблок - вроде бы внешне он цел, и при езде нет никаких посторонних шумов. А отсоединишь шаровую опору от аммортизационной стойки или поворотного кулака, и выясняется, что рычаг болтается, как цветок в проруби, не работая так, как ему положено.

Традиционная резина, если технология её производства соблюдена, обладает более высокой адгезией и лишена этого недостатка. Конечно, со временем она тоже может разрушиться и отслоиться от металла. Но ресурс изготовленных из неё изделий выше, чем у полиуретановых аналогов.

Продукция, изготовленная на основе натурального каучука, лучше выдерживает перепады температур, утрачивая эластичность при температуре – 40... – 45 °C. Эту особенность следует учитывать автовладельцам, эксплуатирующим технику в северных регионах.

Резиновый сайлентблок
Резиновый сайлентблок

В итоге большинство крупных автопроизводителей остаются приверженцами старой доброй резины. Вместе с ними и я, водитель и инженер-конструктор со стажем более 30 лет, не спешу переходить на изделия из полиуретана. Особенно с учётом того, что живу я не на юге, а в средней полосе России, где погодные условия нельзя назвать благоприятными для применения широко рекламируемого полимера. Главное, выбрать качественную запчасть и правильно её установить.