За годы увлечения часами на моей руке побывало больше всего моделей именно этого японского бренда. Сейко были моими первыми часами, на чьих циферблатах не было привычной кириллицы, и я до сих пор сохранил к ним самое трепетное отношение. Среди любимых часов всегда присутствовали модели Сейко – кварцевые, механические и гибридные. Имеются они и сейчас. Не так уж важно, ношу ли я их часто или вовсе не ношу – я не собираюсь с ними расставаться. Десятилетия швейцарских предпочтений не остудили моих чувств.
Частый спор в сети: какие часы лучше – швейцарские или японские?
Некорректный вопрос.
Они разные, и в этом прелесть разнообразия выбора.
Сейко, наверное, занимает среди часовых брендов второе место по узнаваемости после Ролекса. И если часы Ролекс, по моему мнению, переоценены, то часы Сейко, наоборот, явно недооценены. По крайней мере, были.
Сейко, в отличие от швейцарских часовых компаний и конгломератов да и земляков-конкурентов, выпускает часы всего потребительского спектра – от дешевых массовых до эксклюзивных ультрадорогих. И при этом компания является мануфактурной в том смысле, что обладает полным производственным циклом и самостоятельно создает все необходимые для этого цикла комплектующие. Да, часть совсем уж недорогих моделей собирается в Китае, где производятся для них и корпуса, но механизмы к ним поступают с островов. Не знаю, варят ли в Сейко свое золото, как Ролекс, но вот титановые сплавы и сталь в компании делают по собственному рецепту.
Сейко нельзя назвать молодой компанией, она – ровесница многих нынешних швейцарских часовых бизнесов, но ее образ построен не на ностальгических взглядах в глянцовое прошлое и привычных уже отсылах к корням и традициям, а на сегодняшнем развитии и движении вперед, в будущее.
Как и Ролекс, Сейко не делали сложных механических часов (до последнего времени), но зато всегда экспериментировали с различными технологиями. Это позволило компании разработать первые в мире кварцевые часы, первые аналоговые LCD часы, а позже и несколько удачных гибридов.
Швейцарцы применяют инновационные разработки, по большей части создавая специальные роботизированные производственные комплексы, чтобы удешевить себестоимость своих «часов ручной сборки», а Сейко использует самые передовые технологии для расширения модельного ряда – кварц, Kinetic, Spring Drive, Solar... Для швейцарцев мир механических часов застыл во времени, их конструкция догматична, хотя и создается с помощью технологий и материалов 21 века, японцы же не стеснены правилами и более гибки…
Сейко, пожалуй, сейчас единственная альтернатива дорогим результатам швейцарского часового производства для тех, кому они надоели, приелись или стали не по карману. Не только современные, но и винтажные Сейки не менее коллекционируемы, чем Ролексы или Омеги, пусть они и не ставят ценовых рекордов.
Сейко с послевоенных лет шла своим путем, не стараясь буквально копировать европейский опыт. Продукция компании была предназначена, в первую очередь, для внутреннего потребления, что сказалось на дизайне и маркетинговой стратегии. До сих пор она, эта продукция, разделена на внутреннюю и внешнюю. Целые модельные линейки даже сейчас продаются только на территории Японии (Galante, например). Их, конечно, можно купить у серых дилеров, но международной сервисной гарантии на них не получишь. Часто именно модели для японского рынка пользуются у любителей бренда особым спросом. Не удивлюсь, если часы на экспорт и для внутреннего рынка производятся в разных цехах, как в СССР. Вообще, маркетинговая стратегия компании не всегда последовательна и вызывает много вопросов. Так, например, лет десять назад в своем программном интервью одному уважаемому часовому ресурсу тогдашний (он же и нынешний) CEO компании заявил, что Сейко никогда не делала и не будет делать часов с «ненужными усложениями» (сложнее хронографа) и, тем не менее, уже через несколько лет был представлен первый турбийон Credor.
В прошлом же году под брендом Grand Seiko свет увидел принципиально новый турбийон с механизмом постоянной силы заводной пружины – а уж более ненужного усложнения, чем турбийон, найти в часовом деле сложно.
Со времени кварцевого кризиса, который инициировала, кстати, именно продукция Сейко, японские механические часы не развивались, а лишь поддерживалось на определенном уровне, словно основная энергия компании досталась перспективной электронике. Производство не сворачивалось и не сокращалось, как в охваченной паникой Швейцарии, но ничего кардинально нового за эти годы не разрабатывалось. Делались несложные механизмы для массовых моделей на экспорт, для внутреннего же рынка, помимо прочего, имелись высококлассные и дорогие Credor и GS, известные вне Японии лишь знатокам. Credor занимал в то время промежуточное положение между Seiko и Grand Seiko. Большинство тогдашних экспортных моделей, доступных вне японских островов, были сравнительно невысокого уровня, с ненастроеными простыми механизмами, им было сложно конкурировать с уцелевшими швейцарскими – они уступали им по всем параметрам, кроме, пожалуй, цены.
Годы с 1970 по начало 2000-х дали возможность компании заполнить своим кварцем большую долю мирового часового рынка и сделали Seiko брендом с мировой известностью, но при этом ее продукция стала прочно ассоциироваться с массовостью и дешевизной. Повторюсь, в мире мало кто слышал тогда о GS, которые и по качеству, и по цене не уступали таким заслуженным швейцарским брендам, как JLC или AP. Кстати, до кварцевой революции часы Seiko были совсем недешевы, например, стальные часы Rolex были дороже лишь на 15-20 процентов.
В начале 2000-х Сейко наконец начали уделять внимание своим механическим часам. Выпустили несколько моделей с механизмами уровня выше привычных, так называемых пре-GS, – базовыми, аналогичными по конструкции GS-ким, но без конечной праздничной отделки и ненастроенные. Эти модели выпускались совсем небольшими тиражами - например, Landmaster SBDX007 с калибром 8L35.
Надо заметить, что все свои новинки Сейко предпочитает обкатывать не сильно рискуя, на небольших сериях «ограниченного выпуска» или юбилейных и событийных лимитках. Так вот, поначалу это были только ограниченные выпуски, но потом появились и серийные модели (Marinemaster SBDX001 с 2002 года).
Вновь в модельном ряду появились хронографы (Flightmaster SBDS001 с механизмом 6S37 пре-GS, 2000 год), которые лет десять почему-то под брендом Seiko не выпускались, только как Credor.
С хронографами у компании вообще все непросто. В нынешних линейках Сейко механические хронографы вовсе не представлены, есть только юбилейные лимитированные выпуски. Забавно, что именно Seiko победили в так называемой «гонке хронографов», разработав первый в мире автоматический хронограф в 1969 году, опередив швейцарцев на несколько месяцев.
Результаты этих в общем-то довольно робких экспериментов были доступны, по японскому национальному обыкновению, лишь клиентам внутреннего рынка.
Только с 2010 года Сейко стали «сливать» внутренние модели в международное часовое пространство. В Париже в том же году был открыт первый бутик бренда, где осторожно и ограниченно появились топовые «местные» линейки, даже были выставлены обе модели редчайшего Izul.
Izul, гордость компании, были выпущены под брендом Seiko и имели весьма нетривиальный дизайн. В то время это были, наверное, самые дорогие серийные часы Seiko, сделанные не из золота, их цена была более $10K. Обе модели не имели успеха на европейком рынке. Я, когда увлекался Spring Drive, пытался купить SDAA005 (c темным циферблатом), списывался с серыми дилерами в США и в Японии, но за почти год активных поисков не нашел ни одного живого варианта.
Через год, в 2008 году, раскручивая свою тогдашнюю флагманскую технологию Spring Drive, Сейко представили модель Spacewalk SPS005, созданную специально для астронавтов. Цена на эти крайне необычные часы, произведенные в количестве 100 штук, была около $25K.
Сейко начали постепенно приучать часовое сообщество к дорогим японским часам, предлагая невиданный прежде сложнейший гибрид механики высокого класса и электроники. Ничего подобного у конкурентов не было.
Хотя Spring Drive и не оправдал всех надежд, он проторил дорожку в нехарактерный для бренда ценовой сегмент. Попытка сделать это с дорогими кварцевыми часами в конце 1990-х успехом не увенчалась. По этой самой дорожке японцы и отправились в облачные высоты часового бизнеса, явив миру свои высшие достижения в виде Grand Seiko – поначалу с механизмами SD, а затем с чистой механикой и кварцем.
Логичным продолжением этого увлекательного процесса стало выделение Grand Seiko в отдельный бренд в 2017 году. Те, кто рассчитывал, что после этого Seiko без Grand, как и прежде, продолжит выпускать доступные и массовые механические часы, ошибались. Поменялась концепция развития всей компании.
Судя по многим признакам, в Сейко посчитали целесообразным в большей степени, чем раньше, учитывать и использовать опыт своих альпийских коллег-конкурентов. Иными словами, Сейко сегодня берет пример со швейцарцев. Это, на мой взгляд, и хорошо, и плохо. Хорошо, что усложняются и развиваются механические калибры и появляются часы, не уступающие продукции высшей швейцарской лиги. Плохо, что часы эти становятся все дороже и дороже, подтягиваясь под швейцарские ценовые стандарты, что в конце концов сделает их такими же элитарными и малодоступными. Так, дайверы SLGA001 с новейшим пятидневным механизмом Spring Drive 9RA5 стоят дороже, чем вожделенный широкими массами стальной Rolex Submariner (имеется в виду дилерская цена Rolex, а не перекупочная).
Я не говорю, что эти дайверы хуже Submariner, они на самом деле лучше, но цена для титановых Seiko, пусть и Grand, психологически непривычная. У меня нет уверенности, что за этой моделью будут также гоняться, как за Ролексом. В самой Японии таких сомнений нет, для местных потребителей Grand Seiko уже давно, более пятидесяти лет, – бренд класса luxury. Для остального часового мира это сродни культурному шоку. Тем более, что по части механической конструкторской изобретательности и особенно дизайна инженеры Seiko до часовых альпийских искусников пока еще не дотягивают.
Любители бренда воспринимали бы предлагаемые новые цены легче, если бы эти ценники с длинными цифрами стояли на часах с совершенно отличным, свежим обликом. А то видишь привычную модель, думаешь, что понимаешь ее цену, и ошибаешься… в разы! Модель-новодел классических 62MAS 1965 года стоит в полтора раза дороже своего винтажного оригинала!
Хронограф «Панда» 6138-8020 начала 1970-х в хорошем состоянии можно найти за 1200-1700$, а цена его современного юбилейного потомка SRQ029 объявлена уже 3800$.
Где же такое видано? Обычно оригинальный винтаж всегда дороже своих новодельных копий и перевыпусков, это логично и правильно. Очень странные дела…
Главное и давнее преимущество Сейко – смещенное в пользу покупателя и поэтому нехарактерное для общей часовой индустрии соотношение цены и качества – как это ни грустно, уходит в прошлое, в ностальгические воспоминания.