Жизнь с каждым днем все веселее: в стране реальные и тревожные признаки информационной войны всех против всех. Ее ядовитое дыхание проникло во все сферы жизни: такого басурманства в отпетом смысле не знала ни Римская империя времен упадка, ни "Плавающий мир" в Японии. Я не буду повторять тезисы собратьев, пишущих про новый мировой порядок, ни тех, кто занимает место "по ту сторону добра и зла", только потому, что Заратустре подобное не снилось.
На невеселые размышления натолкнула информация, опубликованная газетой "Коммерсант" . По словам корреспондента Н. Костарновой, "за время пандемии коронавируса в России выросло число граждан с тревожными и депрессивными расстройствами — в разных регионах России от 10% до 30%. В Москве с весны по конец 2020 года за неотложной психологической помощью обратилось на 28% граждан больше, чем годом ранее".
Любому адекватному человеку хочется спросить: "Куда мы катимся?" А ведь каждый день просыпаемся, и протерев глаза, и надев маску, отправляемся на работу. Что в офисе, что в коллективе? Там ведь тоже гуляют сквозняком те же нехорошие тенденции. Обстановка в компаниях тоже горит, как старая добрая лампа накаливания. Разница лишь в том, что осветительный прибор, перегорая, уходит в утиль, а офисный планктон потихоньку сходит с ума, плетя между делом подковерные интриги. В психологически нестабильной обстановке не может личность дать ничего, кроме собственных качеств, но только со знаком "минус".
Для знающих людей не секрет, что российских компаниях процветает тактика "наема мавров". Да-да, тех самых мавров, делающих грязную работу за баронов и графов, таскающих каштаны из огня, и улетающих по законам менеджерской турбулентности за ненадобностью коллегам. У продажников поопытнее иммунитет кое-как, но сформирован, но у молодой смены отсутствует напрочь. Данное безобразие процветает в линейном бизнесе, особенно там, где функционирует институт наставничества. Ничего нет плохого в том, чтобы учится у опытных сотрудников: порой только так передаются ценные знания и опыт. Когда данные отношения выстроены на основе доверия, а не ... ну, вы поняли.
Как это происходит на практике: приходит в компанию новичок, начиная с обзвона базы. Криминала здесь нет, и хорошо, если он понравится аборигенам. Если ж нет, выжмут все соки и выбросят за ненадобностью. Потому что на подходе созревшая клиентура, и проценты никому не мешают. Что сказать? Грязно и подло, но ведь так работают очень многие... О технике выдавливания можно переговорить отдельно, но тема сей статьи не моббинг, а именно тактика выживания компаний. Это практикуется, это не наказывается руководством, коему без разницы и "от балды", кто положил деньги в корзинку, - лежат же они там? Позорное явление - неписанная норма российской корпоративной культуры. В эпоху перестройки дружно песочили бюрократию, едва ли не цитируя М. Вебера и, отчасти, Н. Макиавелли. Но брежневская номенклатура покраснела бы от стыда, наблюдая, как отжигает российский менеджмент в наши дни.
Будет ли война с офисным беспределом успешной? Скорее всего, нет. По крайней мере, в ближайшее десятилетие. Одним из выходов является работа на себя. Просчитайте риски, найдите дело по душе и станьте самозанятым, как вариант. Компания Avon предоставляет возможность начать все с чистого листа. Конечно, стать с нуля успешным бизнесменом - как сыграть в лотерею. Но возможна проба пера - вникните в детали, поищите базу - иначе шкурка не стоит выделки. При успехе клиенты останутся в обойме, но вам, как бедному мавру, никто не укажет на дверь, если не сдадитесь сами. Это лучше, чем офисные войны за смутные цели и незримые идеалы. Подумайте и работайте на себя. Всех благ!