После окончания Второй мировой войны основу штурмовой авиации составляли поршневые самолеты Ил-10, которые являлись глубокой модернизацией легендарных Ил-2.
В середине 50-х годов военная доктрина претерпевала изменения. В результате понятие штурмовой авиации вовсе упразднили. Лишь спустя 10 лет, в результате очередной смены концепции ведения боевых действий, на первый план снова вышли сухопутные войска. А они нуждаются в поддержке на поле боя.
Во время проводимых учений стало понятно, что истребители, из-за высокой скорости, не успевали обнаружить и атаковать цель. А заход на повторный круг требовал много времени и подвергал самолет и экипаж дополнительному риску. К тому же, тот же Миг-17 плохо подходил на роль штурмовика. Всё дело в слабой защищенности и недостаточном перечне вооружения.
Советской армии потребовался новый специализированный самолет штурмовик, предназначенный для поддержки сухопутных войск непосредственно на поле боя.
В 1968 году была определена предварительная концепция будущей боевой машины. Она включала в себя повышенную защищенность экипажа и агрегатов, возможность работы с грунтовых аэродромов, простоту конструкции и быстрое время реакции на поступившую боевую задачу.
В том же 1968 году группа инициативных конструкторов представила свой проект Павлу Осиповичу Сухому. Проект получил рабочее обозначение Т-8.
В 1969 году Министерством обороны был проведен конкурс, в котором Т-8 одержал победу. После согласования технических характеристик началась постройка первого опытного образца, который впервые поднялся в воздух в 1975 году.
С этого момента начались активные испытания нового самолета штурмовика. Помимо летных испытаний, новая машина подвергалась обстрелам на полигонах, чтобы определить живучесть будущей машины.
В 1980 году два самолета были переброшены в Афганистан, для прохождения испытаний в реальных боевых условиях. Штурмовики совершили огромное количество боевых вылетов и получили прозвище "Грач" (по первым позывным).
Опыт боевых вылетов выявил некоторые недостатки, которые были доработаны и устранены. В 1981 году новый самолет был принят на вооружение под обозначением Су-25.
Конструкция Су-25
Штурмовик построен по нормальной аэродинамической схеме, с высокорасположенным трапециевидным крылом. В хвостовой части расположено горизонтальное оперение и однокилевое вертикальное.
- Длина: 15,4 м.
- Размах крыла: 14,4 м.
По бокам фюзеляжа расположены нерегулируемые воздухозаборники, а двигатели находятся в двух гондолах. На первых образцах устанавливались два турбореактивных двигателя Р-95Ш, обеспечивающих тягу 4100 кгс. (позднее начали устанавливать двигатели Р-195, с тягой 4300 кгс.). В случае острой необходимости Су-25 способен лететь на дизельном топливе.
Компоновка продиктована достижением высоких показателей живучести и оптимальных летных характеристик на дозвуковых скоростях.
- Максимальная скорость: до 950 км/ч.
- Боевой радиус: 500 км.
- Практический потолок: 7 км.
Кабина представляет собой титановую бронекапсулу, с многослойным стеклом в лобовой части фонаря. Экипаж состоит из одного человека.
Большая часть элементов управления расположены в верхней части самолета, чтобы дополнительно защитить их от обстрела. Все системы управления усилены и дублированы. Топливные баки самозатягивающиеся.
Вооружение Су-25
Штурмовик оборудован двуствольной 30-мм. авиапушкой ГШ-2-30, скорострельность которой составляет 3 тысячи выстрелов в минуту, а боезапас рассчитан на 250 выстрелов. Помимо основной авиапушки возможна установка 2 контейнеров с 23-мм. пушками на точках подвески.
У Су-25 десять точек подвески, на которых возможно разместить 4400 кг. боевой нагрузки. Сюда входит целый список вооружения:
- 100-кг., 250-кг. и 500-кг. свободнопадающие и корректируемые авиабомбы;
- 57-мм., 80-мм., 122-мм., 240-мм. и 266-мм. неуправляемые ракеты;
- управляемые ракеты "воздух-воздух" Р-60;
- управляемые ракеты "воздух-поверхность" Х-25, С-25 и Х-29;
- контейнеры с минами и др.
За время своего существования Су-25 несколько раз подвергался модернизациям. Весь парк машин обновлен. Последняя версия получила обозначение Су-25СМ3. Штурмовик только внешне имеет старый облик. Всё электронное оборудование заменено, появилась возможность применения вооружения по целям, находящимся вне прямой видимости, что стало доступно благодаря программированию конечной точки полета ракеты с помощью системы Глонасс.
Су-25 "Грач" до сих пор стоит на вооружении и в любой момент готов к взлету.
Больше статей: Су-75 "Чекмейт" | Су-57 | Су-27 | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | "Rafale" | J-20 | XB-70 "Валькирия" | Ту-22 | Су-47 "Беркут" | МиГ-21 | Saab JAS 39 | F-16
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Милитари Клан!