Этот слегка издевательский эксперимент над собой я провёл прошлым летом. Тогда стояла такая же изнуряющая жара, которую я и без того плохо переношу, а я ещё собрал вещички и отправился в выжженные солнцем степи Калмыкии посмотреть как люди живут, а заодно поснимать сайгаков в заповеднике "Черные земли".
Там-то я и узнал во всех подробностях как делают такие вот фотографии.
Я, конечно, не имею ввиду, что у меня стояла задача наснимать улыбательных картинок с забавными антилопами. В данном случае речь вообще о методах фотосъёмки диких животных в их естественной среде обитания.
Ведь все мы с вами восхищаемся такими крупными портретами братьев наших меньших, верно? Увидев фотоснимок животного (особенно хищного или редкого) где-нибудь в соцсетях, на котором виден каждый волосок шерсти, мы на автомате ставим лайк, впечатлившись мастерством фотографа, но сами, как правило, даже не задумываемся о том, чего ему стоил такой кадр.
Кхм... А ведь действительно. Что за история стоит за созданием таких снимков? Как выследить нужное животное, на какое расстояние к нему можно подкрасться, на сколько это может быть опасно и так далее?... В общем, целая куча вопросов, не так ли?
А ведь ещё надо договориться с администрацией заповедника, в который вы хотите приехать, и заплатить в кассу N-ую сумму денег. Иначе, даже имея в своём арсенале дорогущий длиннофокусный телеобъектив, большинству фотографов и фотолюбителей придется довольствоваться фотосъёмкой птичек во дворе или парке.
И даже выбравшись в лес и хаотично блуждая по нему, максимум, что попадёт в ваш объектив - это чья-то стремительно убегающая пушистая зaдн... кхм.... спина =)
Представьте себе, даже будучи профессиональным фотографом, который за деньги снимает интерьеры и прочую недвижимость, я весьма приблизительно представлял себе всю реальную "кухню" анималистической фотографии. В общем, когда меня пригласили поучаствовать в такой авантюре, неожиданно для себя самого, я согласился.
И вот, что я имею теперь сказать по этому поводу
Чтобы снимать зверюшек и птичек крупным планом вам понадобится хорошая (читай топовая) фотокамера с большим разрешением кадра и хороший светосильный телеобъектив к ней.
Причем, забудьте про популярные телевики с фокусным расстоянием 70-200 мм, на которые обычно снимают свадьбы. Для фотографов-анималистов - это просто детский лепет. Поэтому в нашем случае - это были впечатляющие и очень тяжёлые "дурынды" с ФР 150-600 мм.
Дело в том, что сайгак - это очень пугливое животное, которое ни за что не подпустит к себе человека и автомобиль, как, например, это могут позволить некоторые животные на тех же африканских сафари. Невооруженным глазом, если подфортит, вы сможете увидеть этих забавных антилоп только где-нибудь на горизонте. Да и то на пару секунд, после чего они снова "растворятся" в степи.
Даже если вы успеете быстро включить камеру и сфокусироваться, то в лучшем случае сделаете кадр, похожий на снимок выше. Далековато как-то, правда? А ведь и он снят на фокусном расстоянии аж в 600 мм! То есть, если сравнивать с биноклем, это примерно 14-кратное увеличение! Плюс я немного "кропнул" (обрезал) этот кадр при редактировании.
Так что же тогда делать?
Делать надо "скрадок". То есть место для засады. Для разного ландшафта и видов животных скрадки, понятно, могут быть различными по форме и конструктиву, поэтому, самое главное, чтобы животное, которые вы намерены сфотографировать, вас не заметило.
На самом деле, человеку не составит особого труда увидеть "инородное тело" в камышах, но у сайгаков зрение не очень (в отличии от слуха), поэтому занимаем наши позиции и начинаем ждать.
Кстати, приехать и соорудить "скрадок" для съемки сайгаков желательно рано утром. Буквально на рассвете. После чего набраться терпения и ждать. Примерно эдак до полудня. Когда жара в степи станет невыносимой и сайгаки придут на водопой.
Кроме таких, скажем, временных "скрадков" в некоторых заповедниках оборудуют и стационарные. Животные к ним привыкают и уже не особо обращают на них внимание, не смотря на то, что они, в общем-то, могут не иметь никакой маскировки.
Занять наблюдательные позиции нужно тоже как можно раньше и потом также терпеливо ждать. При этом, естественно, изнемогая от духоты и обливаясь потом.
Но, в итоге, солнцепёк делает своё дело. Сайгакам надо попить и освежиться. Они заходят в мутные воды канала, и затворы фотокамер начинают дымиться от бесконечной серийной съёмки, а фотографы даже забывают дышать.
Так проходит какое-то количество времени. Может час, а может три. В конце концов, кто-то (возможно тот, у кого первого закончились все флешки), шепчет:
- Парни, а может хватит уже снимать одно и тоже?
После чего, парнями ещё с полчаса доснимаются ещё несколько гигабайт однотипных кадров (а вдруг среди них будет ТОТ САМЫЙ?!), и, наконец, принимается коллективное решение заканчивать. Тот, кто первый предложил это, к этому моменту уже практически сходит с ума от жары, жажды и одновременного желания справить нужду. Кто-то из коллег фотографов производит громкий звук (не тот, что вы подумали), и стадо сайгаков стремительно уносится в сторону колыхающегося от зноя горизонта.
Мы же бредём со всеми этими тяжеленными камерами, объективами и штативами к раскалённой за день "сковороде" за холмом, которая ещё утром была комфортабельным автомобилем, грузимся и возвращаемся на заповедный кордон. Чтобы завтра всё повторилось снова.
Примерно также снимают и других диких животных и птиц. То есть это обязательно дорогая фототехника, укрытие, бесконечные часы ожидания (зачастую в сложных погодных условиях) и, возможно, если очень повезёт, один-два классных кадра, глядя на которые, зритель скажет "ВАУ!!!" и поставит лайк.
Такие дела. Не забудьте поставить лайк этому репортажу, а также подписаться. Вопросы, жалобы и предложения - в комментарии, а за ежедневными красивыми фотоисториями - ко мне в телеграм-канал.