Неисповедимы пути журналиста. Я собирался просто встретится с архитектором Эльчином Алиевым, чтобы сделать интервью о реставрации фасада оперного театра. А профессор Алиев и говорит мне: "Я сейчас на Сабунчинском вокзале. Надеюсь, что мне разрешат проникнуть в вокзальную башню. Хочешь со мной?" Конечно, хочу!
В Баку еще есть места, куда редко ступает нога человека. Башня Сабунчинского вокзала — одно из подобных мест.
Вокзал был построен в 1926 году специально для первой советской электрички. С тех пор там многое менялось, а вот башня — меньше всего.
Мы встретились в музее железнодорожного транспорта, который тоже расположен в здании вокзала, но пока не открыт для посетителей. Далее любезные сотрудники железнодорожного управления повели нас к башне.
Только вот ведь в чём оказалась заковыка: мы чуть ли не час искали проход в башню!
Основное здание вокзала трёхэтажное. Башня поднимается от угла. Но на третьем этаже, в этом самом углу никакого подъема наверх не было! Там просто пустая комната, которая когда-то была частью транспортной прокуратуры, занимавшей почти весь этаж.
Что делать? Стали советоваться со старожилами. И наконец выяснилось, что в башню можно проникнуть только через вокзальный чердак. А вот как попасть на чердак? Оказалось, что самый простой путь туда лежит через крышу вокзала!
А как попасть на крышу? Теперь барабанная дробь...
По пожарной лестнице!
Не припомню, чтобы я даже в юности хоть раз забирался на третий-четвертый этаж по пожарной лестнице. И скалолазаньем не занимался тем более. Эльчин тоже...
Мы посмотрели на возносящуюся в небеса лестницу и размышляя о высотобоязни, а также о преимуществах кабинетной работы, полезли на крышу Сабунчинского вокзала.
На что только не решишься во имя исследования родного Баку!
С крыши открывался прекрасный вид на привокзальную площадь. Мы прошли через все крыло и нырнули в чердачное окно. Там, по не самой прочной деревянной лестнице, пришлось спуститься на чердачный этаж.
И вот мы наконец в башне!
На первом башенном (а применительно к вокзалу — четвёртом) этаже было четыре высоких окна. Выше вела ещё одна неуверенная и очень не новая деревянная лестница.
На следующем этаже были выходы на четыре балкона. Пластиковые двери легко отпирались и я вышел оглядеться на три из них.
Финальным восхождением стал подъём на часовой этаж. Там проход был отчасти перекрыт досками и пришлось протискиваться.
Часы с четырёх сторон башни управлялись через тросики одним немудрёным механизмом, расположенном на стропилах в самом центре. Куранты так себе. К тому же механизм не работал. Я попытался перевести стрелки, не получилось.
Башня поднималась и выше, но хода под самый купол не было. Там виднелись старые-престарые доски.
Пофотографировав вдосталь и обсудив, кто такой был "Димитри Строкин", чьё имя мы обнаружили нацарапанным на дверном проёме, исследователи Баку отправились в обратный путь.
...Висеть на вокзальной крыше, пытаясь нащупать ногой первую ступеньку пожарной лестницы — не самое большое удовольствие...
Но все закончилось, как вы можете догадаться, благополучно.
Очень надеюсь, что часы на башне будут работать. И ещё больше надеюсь, что поврежденные какими-то варварами каменные львиные морды, украшающие верхушку башни, тоже будут восстановлены.
До новых встреч и приключений! Любите и изучайте Баку!