Найти в Дзене
Павел Карпиков

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Есть два врожденных страха, которые генетическая память передает каждому новорожденному: страх резких звуков и страх падения. Так утверждает наука. Все остальное - результат внушения родителями или теми, кто воспитывает ребенка. Иногда мы осознанно учим бояться: горячего утюга или сковородки, розетки, острых предметов. Хотя бояться и не подходить/не трогать - немного разные вещи, но сейчас не об этом.   Чаще всего родители учат детей страху неосознанно, сами того не желая. Вот толпа людей на площади, мама крепче держит малыша и приговаривает: "от меня ни на шаг, понял?, здесь очень легко потеряться... " И прочее в том же духе. Можно сесть перед ребенком и объяснить: "ты маленького роста, народу много, сам видишь, если ты отойдешь в сторону, то мне трудно будет увидеть тебя". Конечно, крепко держать стоит в обоих случаях, не полагаясь на силу страха или искры понимания, но меньше будет в нашем чаде действий, основанных на запугивании. Если родители сами не очень свободны от комплексов,

Есть два врожденных страха, которые генетическая память передает каждому новорожденному: страх резких звуков и страх падения. Так утверждает наука. Все остальное - результат внушения родителями или теми, кто воспитывает ребенка. Иногда мы осознанно учим бояться: горячего утюга или сковородки, розетки, острых предметов. Хотя бояться и не подходить/не трогать - немного разные вещи, но сейчас не об этом. 

 Чаще всего родители учат детей страху неосознанно, сами того не желая. Вот толпа людей на площади, мама крепче держит малыша и приговаривает: "от меня ни на шаг, понял?, здесь очень легко потеряться... " И прочее в том же духе. Можно сесть перед ребенком и объяснить: "ты маленького роста, народу много, сам видишь, если ты отойдешь в сторону, то мне трудно будет увидеть тебя". Конечно, крепко держать стоит в обоих случаях, не полагаясь на силу страха или искры понимания, но меньше будет в нашем чаде действий, основанных на запугивании. Если родители сами не очень свободны от комплексов, они передают их детям. Где еще наши дети берут пример для подражания? В первую очередь в семье.

Они учатся у нас, мы учим их. 

И тут вопрос. КАК мы учим их преодолевать страхи, если уж таковые есть? Только так, как преодолеваем их сами. Если мы не боремся со своими демонами, то как мы можем объяснить малышам и тем более школьникам, как им справиться с их страхами? 

 Есть только одна верная стратегия. Во-первых, признать свой страх. Проговорить его. Рассказать о нем. Обсудить с разных сторон. Посмотреть что может быть действительно ужасного, а что плод нашего воображения.

Во-вторых, пойти на встречу страху. Не бежать сломя голову на амбразуру, а хорошо подготовиться, прорепетировать не один раз, на трезвую голову осуществлять шаги. 

Эта стратегия срабатывает как со взрослыми, так и с детьми. Только лучше пробовать сначала самим, для примера и оценки ощущений. Ведь это покруче американских горок - сделать то, от чего леденеют пальцы и перехватывает дыхание. И после сказать с гордостью и облегчением: "Я сделал это! "Бояться выступать на утреннике или перед школьной доской, засыпать в темноте, кататься с самой высокой горки, знакомиться с людьми, отстаивать свое мнение - наши страхи такие разные и в то же время такие похожие. Здесь не помогут слова - только действия. 

Пусть это будет не решительный рывок вперед, а постепенный шаг: сегодня полежать три минутки в темноте. А завтра пять. Но это уже действия. Главное, что мы получаем: чуть больше уверенности и свободы, чуть меньше ограничений самого себя. Мы и наши дети чувствуем и ведем себя как победители. Победители в борьбе со страхом. 

 А для детей рекомендую почитать книгу Астрид Линдгрен "Рони - дочь разбойника". Там именно об этом: "...Так как Маттис ее предупредил, чтобы она остерегалась упасть в реку, она отважно скакала по скользким камням именно там, где бешенней всего бурлила вода. Не могла же она, в конце концов, гуляя по лесу, остерегаться упасть в реку. Уж если надо остерегаться реки, то только там, где кипят стремнины и закручиваются водовороты.

Но попасть к этим самым стремнинам можно было, лишь спустившись по отвесной скале, на которой стоял замок. Таким образом, Рони заодно училась не бояться и отвесных скал. В первый раз она едва спустилась, было очень трудно, и ее охватил такой страх, что она зажмурилась. Но постепенно Рони делалась все смелей, и вскоре она уже знала все выступы и трещины скалы, все неровности, которые можно было нащупать большими пальцами, чтобы не загреметь вниз".