Оренбург - это город, в который сейчас по доброй воле вообще мало кто поедет. Но место это уникальное и самобытное, так как здесь рождалась история. Здесь родился Гагарин, здесь строились ракеты и появился советский космос.
Первые ассоциации, конечно, с Пушкиным и "Капитанской дочкой". Это места Пугачёвского бунта и одного из самых грандиозных народных восстаний в истории.
Не секрет, что Александр Сергеевич лично приезжал сюда собирать материалы для повести. Но мало кто знает, что помогал ему в этом нелёгком деле знаменитый лексикограф и историк, В.И. Даль. Именно в Оренбургской губернии появилась первая карточка его будущего "Толкового словаря живого великорусского языка".
Поэтому здесь можно встретить уникальный для России памятник: в центре города навсегда замерли в интересной беседе Пушкин и Даль.
Конечно, про самого Александра Сергеевича тоже не забыли, поэтому сейчас он мирно сидит у музея истории Оренбурга. Правда, узнать в нём поэта получится не сразу.
Оренбург прославился не только литературным, но и историческим наследием. Город долгие годы был главной торговой точкой, здесь проходил великий Шёлковый Путь. Правда, к мусульманам относились настороженно, им негде было молиться, и даже переночевать иноверцев не пускали. Только спустя долгие годы им выделили жалкий кусочек земли, где вырос на пожертвования Караван-Сарай, грандиозная постройка с мечетью и гостиницей для мусульман. Это место и сейчас почитается как священное у многих тюркских народов. Мечеть работает, оставаясь одним из немногих пристанищ для верующих в этом городе.
Больно только смотреть, во что превратили святыню сейчас: в ветхих постройках с ржавыми крышами и старыми деревянными окнами разместились 9 государственных контор. Пройти во двор невозможно, потому что там стоят дорогие иномарки, а амбал-охранник требует пропуск на входе. Грустно...
Знаменитое сарматское золото тоже отсюда. Сейчас наследие IV века до нашей эры хранится в Эрмитаже, но раскопки были проведены здесь, под Оренбургом. Поэтому здесь на главной пешеходной улице можно увидеть сарматского оленя с ажурными рогами.
В Оренбурге очень любят скульптуры, для такого маленького города концентрация невероятная. Мне особенно понравился мемориал учительской славы и памятник первой учительнице. Настолько он добрый и понятный, тёплый до глубины души... Сфотографировать его не получается, потому что в любое время суток над ним светит солнце.
Конечно, самое красивое и грандиозное, чем может похвастаться город, это Чкаловская лестница. Сделана по образцу нижегородской, и обилие белого мрамора очень веет чем-то южным. Лестница ведёт к мосту между Азией и Европой, а набережная реки Урал давно превратилась в городской пляж. И, по-моему, это очень хорошо.
Контраст между Азией и Европой ощущается на каждом шагу, даже на улочках рядом с лошадиными каретами и пони ходят верблюды, на которых можно покататься.
В Оренбурге по-прежнему можно купить знаменитые платки. Я проверила: действительно проходят через кольцо. Цены высокие, но не космические, ведь работа практически ювелирная.
Поразили русские таксисты, которые невероятно подкованы в истории и литературе, впервые такое встречаю. Очень больно горожане переживают за "Национальную деревню". Проект задумывался очень хороший: построили домики, стилизованные под национальные особенности разных народов, живущих в Оренбурге: русский, казахский, немецкий, белорусский, мордовский, украинский, татарский, армянский. Предполагалось в каждом дворике сделать музей и сувенирную лавку, а ещё кафе с национальной едой. В итоге деревня готова, отделана в лучших традициях, но... Мертва. Так и умирает потихоньку проект, который мог стать визитной карточкой Оренбурга.
Многие люди в городе живут в бедности, но обладают широкой душой. Власть всё никак не нажрётся и наглеет с каждым годом всё больше. Наверное, как и везде... Жалко очень, ведь это мог быть уникальный город, куда приезжали бы со всей России. А теперь он вынужден подбирать крохи и пытаться жить в этом суровом мире...
Несмотря на всё это, горожане очень переживают за судьбу Оренбурга и не спешат уезжать из города. Люди готовы на многое, чтобы вернуть ему былое величие.