Как известно, во времена СССР огромные деньги тратились на оборону страны. Помимо явных трат на армию, выделялись также бесчисленные средства на строительство различных защитных сооружений, командных пунктов и прочих подземных объектов. В случае наступления ядерной угрозы, все эти объекты должны были немедленно быть переведены в рабочий режим, а потому, постоянно обслуживались и регулярно проверялись.
Часть подобных сооружений до недавнего времени была засекречена, а о каких-то было известно и простым людям. В любом случае, вместо того, чтобы улучшать благосостояние населения страны, советская власть, можно сказать, спускала деньги в унитаз. Ведь после развала союза все эти объекты оказались никому не нужны и были заброшены. До многих из них добрались металлисты и мародёры, другие начали гнить от времени.
И всё же, как это ни удивительно, до сих пор можно встретить защитные сооружения почти в идеальной сохранности. Почему за столько лет до них никто не добрался — вопрос удачи.
Идя по зимнему лесу, мы внезапно наткнулись на уходящий вниз наклон. Двери не было, а мусор на ступенях, припорошенный сгнившими листьями, намекал на то, что объект уже очень давно не охраняется и никому не нужен. Тем более странным показалось нам то, что мы увидели, спустившись вниз.
Бомбоубежище сохранилось так хорошо, будто мы перенеслись в прошлое на машине времени. Массивные гермодвери, нетронутые кабинеты с бумагами и целая радиотехника — всё это предстало перед нашими глазами.
Сначала мы шли, светя себе под ноги фонариком, но затем заметили рубильник на стене. Ради интереса, мы его повернули, особо ни на что не надеясь. Какого же было наше удивление, когда всё осветилось ярким электрическим светом! Впрочем, уже потом мы поняли, в чём дело: неподалёку от убежища расположена линия электропередач, и его просто забыли отключить от общей сети. Тем лучше для нас: с верхним светом гораздо удобнее фотографировать, чем если освещать всё тусклым фонариком, который только занимает место в руке.
Само убежище не очень большое, всего несколько комнат, которые расположены все на одном уровне. Возможно здесь сидели связисты, на что намекает техническая радиоаппаратура в кабинетах.
На одном из столов мы обнаружили ламповый усилитель звука ТУ-100БУ. Сзади у него находится несколько гнёзд для подключения другой аппаратуры, например телефона или громкоговорителя. Отсюда мы сделали вывод, что в убежище была реализована громкая связь.
Тем временем, мы идём дальше и видим перед собо помещение с ФВУ (фильтровентиляционными установками). Они обеспечивали приток очищенного воздуха с поверхности. Например, если бы воздух наверху был заражён или отравлен, находясь внизу, люди всё равно могли бы продолжать нормально дышать.
В соседнем помещении находится дизельный генератор. Он позволял получать электроэнергию автономно, без сообщения с внешним миром. Полученной энергией заряжались огромные аккумуляторы, которые затем уже питали все электроприборы. Расположена дизельная максимально далеко от кабинетов, а также отделена от остального убежища гермодверьми. Связано это с хранением большого количеством топлива, а также выхлопов, для которым в помещении была установлена труба, отводящая вредные газы на поверхность.
В центральной части защитного сооружения располагался главный зал. Раньше, когда убежище ещё стояло на учёте, в мирное время в нём проводили лекции по гражданской обороне.
Предполагалось, что людям не придётся находиться в убежище дольше нескольких дней, поэтому условия были довольно спартанскими. Кровати — жёсткие деревянные нары. Наличия матрасов, скорее всего, не предполагалось. По-крайней мере, на момент нашего нахождения там их не было.
Осмотрев всё, мы поднялись наверх, ибо в тот день у нас было запланировано ещё много всего интересного. Пока шли обратно, чуть не заблудились в глухом лесу. Наверное, оно и хорошо, что убежище располагается в такой чаще леса: меньше шансов, что его найдут вредители и мародёры.