И. А. Дружинина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Археологии РАН
Кашаки (кешаки) описаны в книге «Мурудж аз-захаб» ал-Масуди, посетившего во второй половине 30-х годов X в. берега Каспийского моря и Кавказ. При этом в труде ал-Масуди зихи не упомянуты, а под именем кашаки (кешаки) объединены все племена, проживающие к западу от алан — как в Закубанье, так и в Северо-Восточном Причерноморье. С кашаками связывают жителей страны Касахии, упоминаемой в труде Константина Багрянородного «Об управлении империей», созданного между 948 и 952 гг. При том, что ранее первой трети X в. упоминания кашаков (касахов) в источниках нет, Касахия, наряду с Зихией и Папагиеи, описана в главах трактата, готовившихся изначально для другого текста — исторического труда «О народах», в котором аккумулировались актуальные для IX в. сведения. Следовательно, Касахия, как и Папагия, была известна во времена расцвета Хазарского каганата. Именно к этому периоду относится сообщение в письме хазарского царя Иосифа к кордовскому вельможе Хасдаю ибн-Шапруту (пространная редакция) о жителях «страны Каса», расположенной рядом с аланами (хоть и написано это письмо накануне гибели каганата). Возможно, с Касахиеи связана упомянутая в «Мученичестве Або Тбилели» «страна язычников, которые не имели никакогого представления о боге», находившаяся на северных склонах Кавказа и, очевидно, под хазарским протекторатом.
С кашаками соотносят также касогов русских летописей, первые упоминание о которых дошли до нас в известиях под 965 годом «Повести временных лет». Затем касоги упоминаются в событиях 1022, 1023 и 1066 гг. Уникальная надпись конца XI — начала XII в., начертанная касогом, обнаружена на стене Софии Киевской. Граффито гласит: «Дедилец-касог, тмутаракан|ец писал], идя от святых. Ибо я, господи, чаю прийти к тебе на воскрешение. Ох, душа моя!». Надпись выполнена от первого лица, на совершенном древнерусском языке Касогом-христианином, носящим славянское мирское имя Дедилец, оказавшимся на Руси после перехода города под суверенитет Византии.
Примечательно, что, подобно арабским ученым, древнерусские авторы зихов не знают. А хазары, видимо, различали зихов (народ Зибус) и касахов (жителей страны Каса).
Относительно этнокультурной атрибуции кашаков в науке существуют различные мнения. «Автохтонной адыгской» гипотезы происхождения кашаков (жителей страны Касахия и Каса, касогов) придерживались Л.И. Лавров, Е.П. Алексеева, Г.А. Меликишвили, Н.Г. Волкова и др.
Приверженцы другой гипотезы (Е.А. Армарчук, И.О. Гавриту- хин, А.В. Гадло, А.В. Дмитриев, И.Л. Кызласов, А.В. Михеев, А.М. Новичихин, А.В. Пьянков, В.А. Тарабанов и др.) рассматривают кашаков (жителей страны Касахия и Каса, касогов) как кочевой или полукочевой народ тюркского или угорского происхождения. Их появление в Кубано-Черноморском регионе исследователи связывают со стремлением хазарских властей укрепить западные границы каганата или с перекочевкой групп тюркского населения в пределы Хазарии в результате возникшей «в середине VIII века в связи с завоеваниями арабов и уйгуров в Южной Сибири напряженной военно-политической обстановки».
Согласно третьей гипотезе, кашаки до середины X в. представляли собой племя или племена, населявшие предгорья Северо-Западного Кавказа, при этом находившиеся в зависимости от Хазарского каганата и выплачивавшие хазарам дань. Одним из этнокомпонентов кашаков являлись потомки меото-сарматских племен, вытесненных из степной полосы Закубанья в предгорья праболгарами в VI в., другим — представители племен, родственных зихам, третьим — часть праболгар, в свою очередь, потесненных из степной зоны Закубанья на рубеже VII—VI11 вв. тюркским или угорским народом — папагами, чье появление в регионе было санкционировано Хазарским каганатом. Однако после краха Хазарии и разгрома папагов часть их вливается в состав кашаков (касахов, касогов), под именем которых с этого времени и до появления полиэтнонима черкесы скрывается полиэтничное оседлое население равнин и предгорий Закубанья.
На то, что кашаки (жители страны Каса или Касахия, касоги) не были этнически связаны с хазарами, косвенно указывает сообщение автора XII в. Ибн Асакира (Абуль-Касим Али ибн аль-Хасан ад-Димашки, 1105—1176), который при описании мечетей Дамаска упомянул кашаков и хазар, четко разделив при этом обе эти группы выходцев с Северного Кавказа: «Мечеть, известная как касожская мечеть у моста [около| скотного рынка. Мечеть в восточной (стороне от этого же] моста, известная как хазарская».
Сведения о «стране» Папагия Северо-Западного Кавказа содержит только один источник — трактат Константина VII Багрянородного «Об управлении империей»: «За Таматархой, в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, аотУкрухадореки Никопсис ]...] простирается страна Зихия. [...] Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания». Далее перечислены нефтяные источники Зихии и расположенные рядом поселения: «место Паги, находящееся в районе Папагии», место «Папаги, близ которого находится деревня Сапакси», «отстоят эти места от моря на один день пути без смены коня».
Информация о Папагии в источнике соответствует различным хронологическим и этнополитическим срезам истории Северо-Западного Кавказа. В главе 42, сведения которой не выходили за рамки IX в. и предназначались первоначально для исторического трактата «О народах», Папагия показана как самостоятельная область или «страна». Она поставлена в один ряд с Зихией, Касахией, Аланией и Авасгией. В главе 53, содержащей актуальную для середины X в. информацию, Папагия предстает уже как часть Зихии.
В соответствии с этим можно выделить и два периода истории Папагии. Первый — «Папагия — страна» — характеризуется ее известной политической самостоятельностью. То, что Папагия в период расцвета Хазарского каганата занимала наиболее привлекательный район Закубанья — равнину с нефтяными источниками вдоль главной водной артерии региона, указывает на ее ключевые позиции на левобережье и явную связь с хазарами. Допустимо, что Северо-Восточное Причерноморье к северу от Геленджика также относилось к Папагии, так как по Анонимному трактату Periplus Ponti Euxini (середина VI — середина IX в.) этот район не был занят зихами. Второй период, который приходится на кризисные для каганата годы, связан с продвижением зихов в Закубанье и может быть обозначен как «Папагия — часть Зихии».
Археологический контекст сведений о Папагии характеризуется появлением на рубеже VII—VIII вв. в районе Анапы—Геленджика и в степном Закубанье до устья р. Псекупс грунтовых кремационных погребений. Вопрос об этнокультурной атрибуции населения, привнесшего этот обряд, остается открытым (см. об этом ниже). Высокая степень милитаризации носителей обряда кремаций, управляемого элитарной прослойкой воинов-всадников, указывает на принадлежность их вождей военно-административному аппарату каганата.
Динамика и территория распространения кремаций корреспондируют со сведениями о Папагии византийского источника. В начале X в. отмечаются резкое сокращение ареала и числа могильников с трупосожжениями и их исчезновение из района Анапы—Геленджика. Именно в это время Папагия переживает кризис: к середине X в. эту область занимают зихи. Видимо, не «аланские походы», а продвижение зихов стало причиной исхода с побережья носителей обряда кремаций, что согласуется с сообщением «Кембриджского анонима» о войне хазар с народом Зибус.
#абаза #черкесы #абхазы #садзы #кавказ #восточное причерноморье #кабардинцы #касоги