Найти тему
Новости планеты

Архетипы Карла Юнга

Стало модным слово "архетип", но не все знают ни его настоящего значения, ни того, кто создал целую систему про это понятие. Мы говорим: "Ты типичный экстраверт", "Он скорее интроверт"... Но кто ввел эти слова? Кто как по полочкам разложил, что такое комплекс, интроверсия, экстраверсия? Кто ввел в аналитическую психологию? Чьими терминами сегодня пользуются медики, философы, психологи, филологи, писатели? И благодаря кому сегодня так популярна арт-терапия? И чьи книги читаются легко и интересно, как беллетристика? Этот человек – Карл Густав Юнґ.

Сын швейцарского пастора, Юнг с детства был необычным. Как вспоминал сам ученый, с детства в нем словно жило два человека: один – ребенок его возраста, а второй – зрелый мужчина. Мальчик присматривался к обстановке, многое объяснял мифологически (например, мать – творческая женщина – казалась ему божеством, одновременно и прекрасным, и грозным), очень рано стал видеть удивительные, но страшные, сны, и некоторые врезались ему в память – например, про огромного червя. Впоследствии, уже ученым, он их проанализирует.

Маленький Карл обожал природу (например, мог часами сидеть на камне и размышлять), имел богатое воображение, оригинальное мышление. Многое он понимал по-своему. Рано испытав стрессы, он потом уже изобретя свой метод – знал, как им противодействовать.

Что известно о взрослом Юнге?

Дипломированный врач, психиатр, писатель. Друг Зигмунда Фрейда (потом их пути разойдутся). Многодетный отец. Писал и выступал на немецком и английском языках. Художник, и даже скульптор, сам построил свою каменную Башню, в которой жил и работал. Его называли мистиком.

Об учении Юнга можно писать бесконечно. Поэтому следует назвать лишь несколько черт – наиболее ярких. Ученый мыслил широко. Он брал опыт религий и мифологии разных народов, сказок, вообще художественной литературы... Конечно, исследовал сновидения. А еще – был художником. Например, чтобы пациенты могли выразить то, что их беспокоит, предлагал им рисовать мандалы. Мандала – дословно в переводе с санскрита "круг", "диск", "колесо". Это священное изображение в буддизме и индуизме. Если рисовать или раскрашивать мандалу, это поможет успокоиться. Это сложное искусство, но в то же время и простое.

Как выглядит этот символ?

В центре мандалы – зрачок, или глаз. Далее идут два слоя – внутренний и внешний. В центре часто рисуют лотосовые цветы. В мандалу можно вписать цветок, можно крест или квадрат. В буддистской мандале квадрат поделен на четыре части, и в каждой нарисовано божество. Но можно применять какую угодно фантазию. А выбор цветов показывает душевное состояние. Красный означает страсть, сильную энергию, буйство. Зеленый – равновесие, гармоничную личность. Оранжевый – честолюбие, но не такое агрессивное, как красная краска.

Юнг и сам рисовал – не только мандалы. Его заставки к собственной "Красной книге" о видениях или другие рисунки – произведения искусства. Таким образом, специалист применял то, что называется арт-терапией. Изобразив то, что их мучает, пациенты освобождались от страхов, стрессов... А главное – еще и непринужденная атмосфера доверия.

Переходим к архетипу. Оно существовало еще со времен Эллады, но благодаря Юнгу приобрело вторую жизнь. Можно сказать, это образцы коллективного мышления, которые начиналось еще от существования родовой системы. Что интересно: их нельзя найти в личном опыте. То есть Мудрый Старый или Вечная Мать, или Вечный Юноша, или мифологические чудовища (например, драконы) все равно будут появляться в сновидениях, даже если сновидец никогда не видел таких изображений и не имеет никакого представления о них. Юнг заметил общие мотивы в разных культурах – даже удаленных, которые не могли общаться между собой. Общие символы и мотивы, даже сюжеты, в сказках, мифах... Например, Мировое Дерево. Но есть и национальные архетипы. Замечено: если человек живет в своей культуре (например, европейской и христианской), то чувствует себя хорошо. Если же в чужой, то начинаются страшные вещи – от болезней до безумия. Но не всегда беду можно распознать умом. На это есть бессознательное, которое сигнализирует – в том числе сновидениями.

Всего есть три главных архетипа: Анимус (мужское начало, "дух") – Анима ("душа", женское начало) – Тень. Можно определять, какой у женщины Анимус – сильный или слабый, или у мужчины Анима – архаичная, положительная или отрицательная... Кто она – добрая помощница или ведьма на метле? Но интересно, что можно думать о своем архетипе одно, а другим он виден совсем иначе. А еще архетипов много в сказках. Особенно это можно сказать про Тень – противоположность героя. Это антигерой, враг, которого герой должен убить (например, дракона). Проще говоря, Тень очень много о нас знает. Ее можно приручить, но главное – не дать себя заполонить и знать свои недостатки. Иначе Тень может разрастись и помешать – в том числе карьере.

Юнгианство потом дорабатывалось, но классический Юнг – в триаде архетипов. Благодаря архетипам можно познать самих себя и понять, в чем мы сильны, а в чем слабы, и почему все сейчас так, а не иначе.

Сложные вещи в книгах ученого объяснены доступно, а широченный опыт автора – от антропологии до религии – изложен легко и увлекательно. Приятно вспомнить знакомые сказки или узнать неизвестные. А еще – узнать о модели отношений, понять, как можно решить свои проблемы, и много других вещей. Книги Юнга не заперты в себе, а близки многим, потому что там вещи, которые касаются непосредственно нас. И пусть сегодня выбор пестрит псевдонаучными брошюрами и "пособиями" по самосовершенствованию и другими вещами, но лучше всего поможет классика – и лучше всего расскажет о Карле Густаве Юнге сам Карл Густав Юнг.