Летом родители и дети привыкли отдыхать от школы. И никто не спорит с тем, что это замечательно ))
Однако чрезмерно длинный отдых приводит к тому, что в сентябре адаптация ребенка к новому учебному году проходит долго и непросто. Мозг за лето устает работать, знания, полученные за год, «отодвигаются» на его дальние «полочки» как невостребованные. Поэтому детям часто кажется, что они НИЧЕГО не помнят.
Чтобы адаптация к школе проходила легче и быстрее, а обучение в новом учебном году — успешнее, летом важно позаботиться об этом. Для этого нужно организовать детский отдых так, чтобы у ребенка была возможность в той или иной форме поддерживать знания в актуальном состоянии.
Для иностранного языка уже давно есть дорогое, но эффективное решение — языковой лагерь. К сожалению, для родного языка такого не практикуют. Разве что лагерь для высокомотивированных детей, которые углубленно изучают предмет и участвуют в олимпиадах.
Поэтому родители, как правило, решают вопрос летних занятий русским языком, как правило, так:
- ищут репетитора
- сами пытаются что-то придумать
- не делают ничего.
Первый вариант обходится в копеечку и напрягает ребенка. Хотя довольно эффективен, если у ребенка есть мотивация заниматься.
Второй тоже будет иметь результат, если родители делают занятия регулярными. Третий позволю себе не комментировать.
Есть ли еще какие-то варианты? Есть. Например →
Предложите ребенку следующее: завести тетрадь и каждый день в течение 5-10 минут списывать любой текст. Любой — значит любой: статья из детской энциклопедии, газетная заметка, сказка, рассказ, повесть.
Пусть ребенок САМ выберет, что будет списывать. Такой самостоятельный выбор станет небольшой мотивацией, создаст иллюзию, что не всё делается из-под палки )) Главное — писать регулярно, каждый день. Желательно — аккуратно!
Как вы думаете, 5-10 минут в день — это много или мало? Мои ученики (а я предложила им так заниматься летом) ответили хором, что МАЛО. В сентябре буду ждать тетради с текстами. И уверена, что соберу не 5-7 работ ))
Что дает такое задание?
- Развивает внимательность, как любое списывание (надо прочитать, перенести текст на бумагу, не сбиться).
- «Прокачивает» орфографическую зоркость. Есть дети, которые в простых, часто встречающихся словах, делают ошибки. Как правило, в тексте, который ребенок списывает, такие слова присутствуют. Регулярное списывание позволит исправить этот недочет.
- Ребенок невольно вспоминает какие-то правила. Даже если это элементарное жи, ши, ча, ща или предлоги со словами пишутся раздельно. Главное — мозг работает в нужном нам направлении ))
О связи чтения и грамотности знают все. Не всегда эта «связка» работает на 100%, но, как правило, читающий ребенок пишет грамотно. Прежде всего потому, что зрительная память позволяет ему безошибочно точно воспроизвести слово при написании диктанта.
У чтения есть и масса других плюсов. Оно расширяет лексический запас ребенка и показывает модели построения синтаксических конструкций — словосочетаний и предложений, что развивает устную речь и помогает при написании творческих работ формулировать мысли.
Не секрет, что есть еще одна «школьная проблема»: устные ответы учащихся всё чаще становятся однословными, а написание сочинения превращается в каторгу ((
- Кстати, чтение можно разнообразить:
- читайте вместе и обсуждайте
- читайте электронный вариант книги на планшете
- предложите ребенку аудиовариант повести, рассказа, сказки
- смотрите фильм по книге и обсуждайте его
- после прочтения книги нарисуйте любимых героев или напишите продолжение
- составьте по книге викторину, кроссворд, комикс
- продвинутым родителям могу предложить снять по книге видеоролик.
Как видите, варианты разные. Главное — понять, что чтение может быть не таким скучным, как кажется на первый взгляд.
Собственно, в игру можно превратить всё: и списывание, и чтение, о которых писала выше.
Но я хочу вспомнить чисто лингвистическую игру — игру в слова. Помните, как на бумаге из одного слова мы в детстве составляли слова поменьше?
У этой игры есть масса вариаций. Например, та же «балда», в которой слова составляются на квадратном поле путем добавления отдельных букв к уже написанным словам и сочетаниям букв. У «балды», кстати, есть настольная версия и разные электронные, которые легко найти в интернете и установить на смартфон.
Эти две игры — гениальное изобретение! Они нравятся детям, развивают лексический запас и помогают ненавязчиво повторить написание слов ))
Так что пишите, читайте, играйте, чтобы знать русский лучше! И привлекайте к этому своих детей.