Найти тему
Русинка

Три простых совета, как организовать занятия русским языком с ребенком летом

Летом родители и дети привыкли отдыхать от школы. И никто не спорит с тем, что это замечательно ))

Однако чрезмерно длинный отдых приводит к тому, что в сентябре адаптация ребенка к новому учебному году проходит долго и непросто. Мозг за лето устает работать, знания, полученные за год, «отодвигаются» на его дальние «полочки» как невостребованные. Поэтому детям часто кажется, что они НИЧЕГО не помнят.

Чтобы адаптация к школе проходила легче и быстрее, а обучение в новом учебном году — успешнее, летом важно позаботиться об этом. Для этого нужно организовать детский отдых так, чтобы у ребенка была возможность в той или иной форме поддерживать знания в актуальном состоянии.

Действительно, как?
Действительно, как?

Для иностранного языка уже давно есть дорогое, но эффективное решение — языковой лагерь. К сожалению, для родного языка такого не практикуют. Разве что лагерь для высокомотивированных детей, которые углубленно изучают предмет и участвуют в олимпиадах.

Поэтому родители, как правило, решают вопрос летних занятий русским языком, как правило, так:

  • ищут репетитора
  • сами пытаются что-то придумать
  • не делают ничего.

Первый вариант обходится в копеечку и напрягает ребенка. Хотя довольно эффективен, если у ребенка есть мотивация заниматься.

Второй тоже будет иметь результат, если родители делают занятия регулярными. Третий позволю себе не комментировать.

Есть ли еще какие-то варианты? Есть. Например →

Совет 1
Совет 1

Предложите ребенку следующее: завести тетрадь и каждый день в течение 5-10 минут списывать любой текст. Любой — значит любой: статья из детской энциклопедии, газетная заметка, сказка, рассказ, повесть.

Пусть ребенок САМ выберет, что будет списывать. Такой самостоятельный выбор станет небольшой мотивацией, создаст иллюзию, что не всё делается из-под палки )) Главное — писать регулярно, каждый день. Желательно — аккуратно!

Как вы думаете, 5-10 минут в день — это много или мало? Мои ученики (а я предложила им так заниматься летом) ответили хором, что МАЛО. В сентябре буду ждать тетради с текстами. И уверена, что соберу не 5-7 работ ))

Что дает такое задание?

  • Развивает внимательность, как любое списывание (надо прочитать, перенести текст на бумагу, не сбиться).
  • «Прокачивает» орфографическую зоркость. Есть дети, которые в простых, часто встречающихся словах, делают ошибки. Как правило, в тексте, который ребенок списывает, такие слова присутствуют. Регулярное списывание позволит исправить этот недочет.
  • Ребенок невольно вспоминает какие-то правила. Даже если это элементарное жи, ши, ча, ща или предлоги со словами пишутся раздельно. Главное — мозг работает в нужном нам направлении ))
Совет 2
Совет 2

О связи чтения и грамотности знают все. Не всегда эта «связка» работает на 100%, но, как правило, читающий ребенок пишет грамотно. Прежде всего потому, что зрительная память позволяет ему безошибочно точно воспроизвести слово при написании диктанта.

У чтения есть и масса других плюсов. Оно расширяет лексический запас ребенка и показывает модели построения синтаксических конструкций — словосочетаний и предложений, что развивает устную речь и помогает при написании творческих работ формулировать мысли.

Не секрет, что есть еще одна «школьная проблема»: устные ответы учащихся всё чаще становятся однословными, а написание сочинения превращается в каторгу ((

  • Кстати, чтение можно разнообразить:
  • читайте вместе и обсуждайте
  • читайте электронный вариант книги на планшете
  • предложите ребенку аудиовариант повести, рассказа, сказки
  • смотрите фильм по книге и обсуждайте его
  • после прочтения книги нарисуйте любимых героев или напишите продолжение
  • составьте по книге викторину, кроссворд, комикс
  • продвинутым родителям могу предложить снять по книге видеоролик.

Как видите, варианты разные. Главное — понять, что чтение может быть не таким скучным, как кажется на первый взгляд.

Совет 3
Совет 3

Собственно, в игру можно превратить всё: и списывание, и чтение, о которых писала выше.

Но я хочу вспомнить чисто лингвистическую игру — игру в слова. Помните, как на бумаге из одного слова мы в детстве составляли слова поменьше?

У этой игры есть масса вариаций. Например, та же «балда», в которой слова составляются на квадратном поле путем добавления отдельных букв к уже написанным словам и сочетаниям букв. У «балды», кстати, есть настольная версия и разные электронные, которые легко найти в интернете и установить на смартфон.

Эти две игры — гениальное изобретение! Они нравятся детям, развивают лексический запас и помогают ненавязчиво повторить написание слов ))

Так что пишите, читайте, играйте, чтобы знать русский лучше! И привлекайте к этому своих детей.