Найти тему
МИР (Море История Россия)

1901 год Севастополь с воздушного шара.

М.Н.Большев родился 25 мая 1867 года в Минской губернии в семье отставного офицера флота. 16 сентября 1882 года согласно семейной традиции пятнадцатилетний Михаил поступил воспитанником в Морское училище. После окончания училища 22 сентября 1888 года по экзамену он был произведен в мичманы. В 1892–1893 гг. он обучался в Минном офицерском классе в Кронштадте. Это специальное военно-морское заведение готовило минных офицеров, в ведении которых, помимо минноторпедного вооружения, находилось также и все электротехническое оборудование кораблей. После окончания класса он служил минным офицером на броненосце «Чесма», в 1894 году был произведен в лейтенанты. В 1897 году М.Большев в Харькове познакомился с энтузиастом воздухоплавания доктором медицины К.Я.Данилевским, работавшим над небольшим дирижаблем – мускулолетом. Эта встреча пробудила у М.Большева живой интерес к аэронавтике. Во время плавания на канонерской лодке «Кубанец» в Средиземном море М.Большев тяжело заболел и был переведен на береговую должность. В 1901 году он купил у К.Я.Данилевского воздушный шар и предложил командованию Черноморского флота использовать его для целей разведки. Летом и осенью 1901 года М.Большев совершил на этом шаре свои первые подъемы. Первые опыты с воздушным шаром назначались на лето 1901 года с тем, чтобы осенью первый флотский офицер приступил к занятиям в парке воздухоплавания, предполагавшейся к постройке в бухте Голландия.

31 марта 1901 года ГУКиС закончило обсуждение хозяйственной стороны вопроса о применении воздухоплавания на флоте. Дальнейшее его развитие стало зависеть от результатов первых опытов на Черноморской эскадре.

1 сентября 1901 года в Севастополе впервые оболочка шара наполнилась водородом. В первый привязной полет на высоту 170 метров ушли поручик фон Берхгольц, лейтенант М.Большев и инженер-механик Ротманов. За выполнением всех пунктов программы полетов следила авторитетная комиссия. С 11 сентября с разрешения председателя комиссии приступили к опытам на броненосце «Георгий Победоносец».

В море при ходе в 10 узлов выполнили три подъема: один газгольдерный и два с шаром – без наблюдателя. 12 сентября комиссия закончила опыты, что и засвидетельствовала актом о первых в истории флота воздушных опытах.

28 июня 1902 года в Севастополе совершил свободный полет на воздушном шаре «Кобчик» под Андреевским флагом и участвует в новых опытах по воздухоплаванию в Севастополе, а в 1903 году командируется во Францию для ознакомления с развитием военного воздухоплавания в этой стране. В апреле 1905 года вновь был назначен начальником Севастопольского воздухоплавательного парка).

Морской воздухоплавательный парк ЧФ располагался с 1902 года в Камышовой бухте. В период становления и развития отечественного военного воздухоплавания парк был испытательным полигоном по применению воздушных шаров на боевых судах. Также он являлся центром подготовки квалифицированных воздухоплавателей России. Мы рассказывали о силуэте броненосца, выложенном на мысу Лебяжий, так вот, это и была цель для отработки бомбометания в воздушного шара.

К весне 1902 года флот получил свой первый воздушный шар и, несмотря на все преграды, выпускные полеты состоялись. Программа летних опытов 1902 года была выполнена морскими офицерами с блеском. Впервые на Черном море были получены фотоснимки Севастопольской бухты с высоты 325 метров, проведены привязочные подъемы в море с броненосца «Чесма», ночные подъемы с берега, выполнена эвакуация человека с борта броненосца на берег и обратно.

Лейтенант М.Большев и мичман Н.Гудим совершили полет на шаре «Кобчик» под Андреевским флагом с заданием испытать разрывное приспособление.

Успехи первых морских воздухоплавателей способствовали увеличению ассигнований на дальнейшие опыты и обучение новых офицеров флота. К зиме 1903 года опытный парк в Севастополе в бухте Голландия получил помещения для имущества, мастерские и сарай для шара. В этом же году лейтенант М.Большев назначается начальником Севастопольского воздухоплавательного парка.

Лагерь воздухоплавателей в б. Голландия
Лагерь воздухоплавателей в б. Голландия
-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9