В истории мировой авиации вряд ли найдется самолет, вокруг которого существовало столько слухов и тайн, как о Ту-144. Вернее, даже не самолет, а два самолета - наша “Тушка” и англо-французский “Конкорд”.
Главный, до сих пор не разрешенный спор : была ли отечественная разработка результатом промышленного шпионажа. Уж подозрительно эти два самолета похожи между собой: одинаковая форма фюзеляжа, по четыре двигателя на каждом, опускавшийся при взлете и посадке носовой обтекатель, и главное сходство - отсутствие хвостового стабилизатора, так называемый "самолет-бесхвостка".
Поскольку англичане, совместно с французами, начали разработку своего “Конкорда” на несколько лет раньше, чем Советский Союз приступил к аналогичным разработкам, то разразился шпионский скандал, в ходе которого Советский Союз был обвинен в том, что украл зарубежные чертежи. В результате этого скандала из Франции даже был выслан представитель Аэрофлота Сергей Павлов, которого обвинили в вывозе из страны чертежей “Конкорда”.
На самом деле, французские и британские проекты пассажирских сверхзвуковых самолетов неоднократно выставлялись на международных авиационных салонах, так что воровать их форму у Советского Союза особой необходимости не было. Кроме того, начиная с 1965 года советские авиаконструкторы плотно сотрудничали с французской стороной, провели с ними более десятка встреч, обменялись более чем шестьюдесятью докладами с каждой стороны.
Таким образом, хоть слухи о промышленном шпионаже в сверхзвуковой авиации до сих пор нет-нет, да и возобновляются, все-таки есть основания считать Ту-144 собственной разработкой Туполевского ОКБ. Ведущим конструктором был сын Андрея Туполева - Алексей Туполев, а сам Андрей Туполев осуществлял общее руководство проектом.
В пользу самостоятельной разработки указывают и некоторые технические характеристики и конструктивные особенности, делавшие “Ту-144” более быстрым, более вместительным, чем Конкорд. В одном наш самолет уступал европейскому - в расходе топлива. Ту- 144 расходовал гораздо больше горючего.
Одновременно с европейцами и советскими учеными разработкой сверхзвукового “Боинг” начали заниматься и США, но они очень быстро свернули свои работы, посчитав это направление чрезвычайно дорогостоящим и нерентабельным.
А между Советским Союзом и Великобританией с Францией началась настоящая гонка за первенство. И дело было не только и не столько в престиже страны, сколько в завоевании потенциальных рынков сбыта.
В этой гонке Советский Союз первым осуществил испытательный полет своего самолета в 1968 году - на два месяца раньше конкурентов, наш самолет первым преодолел звуковой барьер 5 июня 1969 года. И все шло к успешному завоеванию рынка, но в 1973 году на авиасалоне в Ле Бурже, Конкорд показал сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Руководители советской делегации потребовали от наших летчиков превзойти европейцев - в результате произошла ужасная авиакатастрофа на глазах у зрителей: летчики не справились с одной из фигур высшего пилотажа, и “Тушка” рухнула на землю, унеся жизни всех шести летчиков и восьми человек на земле.
Результаты расследования катастрофы сразу же засекретили. Ходило много слухов о ее причинах: и конструктивные недоработки, и ошибки организаторов шоу. Но единственной причиной официально назвали ошибку пилотов. Тем не менее, все пилоты были похоронены на Новодевичьем кладбище.
На международный рынок “Ту-144” так и не вышел, хотя еще два раза демонстрировался на авиасалонах в Ле Бурже. Всего было построено 16 бортов. Самолет совершал полеты по маршруту Москва-Алма-Ата. На высоте 16-18 тысяч километров пассажирам подавали коньяк, экзотические фрукты и икру. Билет стоил 84 рубля (против 60 на обычном самолете). Но даже такие высокие цены на билеты не смогли компенсировать высокие эксплуатационные расходы. В итоге, после второй аварии во время испытательного полета в Подмосковье, когда погибло двое летчиков, эксплуатацию самолета приостановили, и, как оказалось, навсегда.
“Ту-144” пролетал всего три года. В 90 -х самолет использовался американским космическим агентством NASA и авиакомпанией Boeing, как лаборатория для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. Американская сторона даже неоднократно пыталась выкупить один из летающих образцов, но из соображений секретности договор так и не был подписан.
Сульба “Конкорда” очень похожа на судьбу “Ту-144”. Он летал из Парижа и Лондона в США и обратно. Билеты тоже стоили баснословные по тем временам деньги - две тысячи долларов. Но и они приносили перевозчикам многомиллионные убытки. Официальным поводом для отказа от эксплуатации послужила катастрофа 2000 года, когда Конкорд загорелся при взлете в Париже и рухнул недалеко от города, унеся жизни всех 109 человек на борту и четырех человек в ресторане, на который он упал.
Всего “Конкорд” находился в эксплуатации 27 лет и перевез более трех миллионов пассажиров.
На самом деле, это были уникальные самолеты. Крейсерская скорость Ту-144 составляла 600 м\сек. Для сравнения: начальная скорость пули, выпущенной из пистолета Макарова составляет всего лишь 315 м\сек. А полеты осуществлялись на такой высоте, куда в то время обычный человек мог попасть только в своих фантазиях. И это было увлекательным приключением, не сравнимым ни с чем.