Уполномоченный по правам предпринимателей будет сообщать в прокуратуру об излишнем проверочном «прессинге» бизнеса.
Прокуратура вместе с бизнес-омбудсменами будет мониторить ситуацию с проверками бизнеса, сообщил Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. В правоохранительные органы планируют передавать информацию о фактах подмены мероприятий по контролю внепроцессуальными проверками и административными расследованиями.
Генпрокуратура поддержала инициативу Бориса Титов о совместном мониторинге реализации ФЗ «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)», который вступил в силу с 1 июля. В рамках него бизнес-омбудсмены (в том числе и в регионах) будут сообщать в органы прокуратуры о неправомерных контрольных мероприятиях в отношении бизнеса.
"Прокурорам поставлена задача максимально использовать потенциал региональных бизнес-омбудсменов, межведомственных рабочих групп и оперативно пресекать случаи необоснованного вмешательства контролирующих органов в деятельность хозяйствующих субъектов", — подчеркивается в письме за подписью заместителя генпрокурора РФ Юрия Пономарева.
Чтобы определить какие контрольные мероприятия являются необходимыми, а какие излишними, сотрудники аппарата Бориса Титова прошли консультации с МЧС, Роспотребнадзором, Рострудом, Ростехнадзором, Росприроднадзором, Россельхознадзором, Рособрнадзором, Россздравнадзором, Ростуризмом, Минтрансом и Росреестром.
Как пояснила общественный омбудсмен по защите интересов предпринимателей на спецрежимах Марина Блудян, совместная работа прокуратуры и омбудсменов по мониторингу позволит правильно составить подзаконные акты, которыми дополняется ФЗ. В рамках сотрудничества с уполномоченными, в ближайшие месяцы все контрольные органы должны разработать так называемые индикаторы риска.
"Индикатор — это своеобразная лампочка, включение которой служит поводом для инспектора инициировать проверку. Если предприниматель знает о такой «лампочке», не допускает ее «включения», то он избавлен от проверки — по закону. Это важно для контроля ее обоснованности со стороны уполномоченного. От нас сейчас ждут предложений по отраслям в отношении индикаторов, в ближайшее время соберем их и представим. А для самих предпринимателей затем переведем их формулировки в понятный вид", — говорит Марина Блудян.
Но еще до окончания разработки подзаконных актов практика контрольно-надзорной деятельности должна существенно измениться, ожидают в аппарате Бориса Титова. Это может случиться за счет формирования электронных реестров обязательных требований и контрольно-надзорных мероприятий. Предполагается, что главное достоинство этих сервисов — обязательные QR-коды для проведения проверки. Их будет согласовывать прокуратура. Как утверждает Марина Блудян, если инспекторы не смогут предъявить QR-код, бизнес может «не открывать им дверь». Кроме этого, в реестрах будут учитываться и профилактические мероприятия, так что и ими «злоупотребить» не получится.
До 1 марта 2021 года контрольно-надзорные органы должны утвердить показатели эффективности собственной работы. В аппарате уполномоченного настаивают, что в их число должно войти отсутствие нанесения необоснованного ущерба бизнесу. До этого срока уполномоченные будут консультировать бизнес по досудебному обжалованию результатов проверок.
Как отметили в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей Москвы Татьяны Минеевой, сотрудничество с прокуратурой по части проверок бизнеса — эффективная практика. У столичного бизнес-омбудсмена также заключено соглашение с городской прокуратурой. Кроме этого, Татьяна Минеева включена в состав Общественного совета по предпринимательству при прокуратуре Москвы.
«Жалобы, конечно, поступают, и мы их отрабатываем: направляем запросы в органы контрольно-надзорной деятельности. Если видим нарушения, подключаем для проверки прокуратуру. У бизнеса большие надежды на реформу, проходящую в сфере контрольно-надзорной деятельности: акцент будет сделан на профилактику, а не на дисциплинарные меры», — говорит Татьяна Минеева.