Найти в Дзене

Предательство — путь к исчезновению человечества: мнение философа

Предательство есть указание человеку. Указание на то, что его время на планете истекает. Истекает, потому как жизнь (а человек – одна из форм жизни) не может губить себя самое. Жизнь может быть жестокой, предельно жестокой. Она не может предавать себя и при этом развертывать свою полноту. Она неизбежно в предательстве некое в себе – и самое лучшее! – теряет. В этом метафизика предательства.

Человечество после предательства кауравов (индийская мифология), после смерти Авеля (ветхозаветная история), после поступка Иуды Искариота (новозаветная история), после многих и многих других предательств и, прежде всего, после принятия своею рефлексией смерти отцов (Н.Ф. Федоров), а также после вытеснения тысяч и тысяч форм жизни на планете, наконец, после вытеснения в своем сознании высокого (наше время) потеряло способность творить жизнь – и в себе, и на земле.

Творить жизнь означает приумножать живое, давать ему простор, расширять его границы (история эволюции жизни на планете Земля дает основания об этом говорить). Предавший живое отказывается от него (живого), отстраняет от себя его бесконечность, уходит в свое — убогое, ограниченное своими малыми интересами пространство.

Человечество как предавшее себя самое, как предавшее другие формы жизни на планете загнало себя в мир убогого следования своим интересам – интересам выживания, искания комфорта своего бытия, наслаждения властью над другими формами жизни, упоения собою и пр.

Древние люди – современники Махабхараты, Библии и других классических текстов – постигли происходящее с человеком, постигли и предрекли итог его истории. Человека как предавшегося соблазнам (Лк. 17:1), как впустившего в себя предательство ждет апокалипсис. Апокалипсис как духовная и физическая катастрофа.

Человек погрязнет в своем предательстве и уйдет из истории. В Махабхарате сама Земля просит верховного бога смести с ее лица род людей. Невыносимыми стали для нее их прегрешения (их предательства). И откликается на ее просьбу грозный Брахма, и не вмешивается в сражение на Курукшетре, и гибнут на поле битвы и кауравы, и пандавы, и все, кто их поддерживал. И плачут жены мужей земных. И уходит род человечий в эпоху Махабхараты в другие миры, высвобождая Землю для других поколений, для других людей [4].

В Новом Завете Иоанн Богослов, развертывая слово своего Учителя, предвещает апокалипсис современным ему народам. Они (народы), по Иоанну, предали забвению посеянное в них Отцом их Небесным. Предали, потому и заслужили уход из истории Земли.

Н.Ф. Федоров не предрек человечеству скорый уход. Им обозначена проблема бытия людей – предательство отцов. Им дан ориентир возможного решения главной проблемы человека. Все так. Но им – это нами констатируется — не высказана уверенность в том, что человек превозможет свое предательство. Само обращение мыслителя к теме предательства на исходе второго тысячелетия принятия человеком христианства свидетельствует о скепсисе ученого в отношении изменения рода людей.

XX век еще более отчетливо, чем это было в предшествующие эпохи, засвидетельствовал скорый финал человеческой истории. После Первой и Второй мировых войн здравая мысль не может принять тезис о человеке как извлекшем уроки из предательств Каина, Иуды и прочих, прочих. Человек в лице народов германо-романского, семито-хамитского и других миров, уверенно движется к своему уничтожению.

Каким будет исход человека с лица Земли? Полагаем, логика его ухода будет обусловлена его предательством. Человек физически и духовно опустошится (исчезнет, изойдет сам из себя). В нем иссякнет желание верить, любить, творить, надеяться и прочее, прочее, что в веках вело его на планете по путям его истории.

Тексты древних людей явили очерченную интуицию. Махабхарата, эпос древних индоариев, рассказала о том, что оставшиеся в живых на поле Курукшетре братья-пандавы потеряли желание жить. Как люди с сердцем, они поняли, что предали самих себя, встав на путь сражения со своими братьями (кауравами) и побив их в честном бою. Все они своей волею – это вещает миф — покинут Землю, уйдут на небо, дабы пытаться излечить неизлечимое в себе.

Евангелие повествует о драме предательства Иуды Искариота. Не вынесла душа этого человека свершенного им. Заглянула она в себя самое и ужаснулась. Ужаснулась содеянному ею. Ужаснулась и поняла, что более нет места ей ни с собою среди человеков, ни с людьми. Поняла она это и решилась на крайнее (самоубиение).

В классической художественной литературе разных народов и прошлого, и современности предательство осмысливается как разрушающее духовность человека, как бездна для всего живого в нашей истории. В русской литературе об этом писали Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.

Наступит время (наступает время), и поразится человек свершенному им на планете, и он сам, как в свое время братья-пандавы, Иуда Искариот и другие трагические персонажи великих сказаний, пожелает покинуть Землю.

Преодоление

Возможно ли человеку избежать указанного ему в его историческом предательстве?

Н.Ф. Федоров указал ориентир преодоления – воскрешение отцов. А другие виды (формы жизни, вытесненные человеком)? С ними как поступить? В нашей логике необходимо и их воскрешать. А себя преобразовать — восстановить, исцелить? Вновь обрести оправданность своего бытия? Преодолеть свою обусловленность социальностью (запредельным)? Это потруднее, чем воскресить живое в буквальном, физическом смысле (на это Н.Ф. Федорову указывали его современники, религиозные философы).

Сможет ли это предававший себя и предавший все живое человек? Найдутся ли у него силы для восстания на это деяние?

Полагаем, сам человек – без внешней поддержки (без вселенского участия) – не решится на очерченное. Убогой стала его душа. Великодушие покинуло ее. Не человеку ныне решать вселенские задачи. Ему впору лишь заботиться о своем прозябании на Земле, что он и делает в настоящее время, развязывая войны нефтяные, территориальные, религиозные и прочее.

Смысл бытия человека на планете

Предательство и его последствия для человека неизбежно приводят мысль к вопрошанию, зачем вообще на планете появился разум в виде homo sapiens. Может быть, природа (мироздание) ищет себя самое, ищет и ошибается в своих поисках срединного для себя развертывания своих устремлений и возможностей? Если так, то человек свою миссию выполнил: он явил и то, что так желалось некой высшей силе (об этом мы лишь указали в своей статье), и то, чего никогда не следует делать тому, кто в добром и светлом видит предел своего бытия. В последнем нам, как и Ницше, видится замысел великой художницы – Природы.

Встать вровень с грядущими процессами в истории эволюции на планете – последняя задача человека. Встать вровень с названным, в нашем прочтении, означает преодолеть предательство как свою онтологию. Преодолеть предательство значит прекратить войны, вытеснить губящую все и вся конкуренцию в сфере хозяйственно-экономической жизни людей, предать забвению в душах злобу, зависть и прочее. Что будет в результате этого? Судя по всему, речь идет о явлении нового человека, новой формы жизни. Создание условий для нее и есть обязанность человека.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ В БЛОГЕ АВТОРОВ

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ

История людей как предательство

Психология предательства

Предопределённость судьбы человека

Авторы

Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам теории познания, истории и теории культуры;

Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.

КНИГИ АВТОРОВ в интернет-магазине Лабиринт

Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте.

Все права защищены. При использовании ссылка на первоисточник обязательна.

Предательство - путь к исчезновению человечества. Психология предательства. Смысл жизни.  Картина "Конец света", худ. Роб Александр
Предательство - путь к исчезновению человечества. Психология предательства. Смысл жизни. Картина "Конец света", худ. Роб Александр