Андрей Тарковский один из немногих режиссеров, дебют которого впечатлил не только отечественных, но и европейских критиков. Его первые фильмы, как говорил его товарищ Андрей Кончаловский, были пронзительны и искренни. Главный герой в них – человек.
В фильме «Иваново детство» главный герой – маленький разведчик, человек, не знающий чувства самосохранения, волчонок, остающийся загадкой для взрослых.
Его выдернули из светлого, уютного детства и брошенный в пропасть войны, путина которой его поглотила.
О Великой Отечественной войне в 1950-60-е годы снимали немало фильмов. Но в картине «Иваново детство» война показана зрителю не через лишения и горе (хотя это, конечно, тут тоже присутствует), не в хронике событий, а в их осмыслении, в их философском прочтении.
В фильме показано не только, что есть, но и то, чего человек лишился из-за войны – детства, счастья, мирной жизни. Эта тоска по счастью показана в снах Ивана. Из-за этого показаны в фильме Тарковского два плана – реальность и его сны-воспоминания о нормальной жизни, об отрывках из раннего детства, а может это мечты. Здесь даже лес – не просто лес, а символы: чередование белых берез и обугленных стволов.
Тогда, в начале 60-х годов далеко не все критики и зрители приняли язык Андрея Тарковского, многим он показался излишне утонченным, трудным, но, при этом, безусловно, талантливым.
Часть критиков сошлись во мнении, что «Иваново детство» - это авторское кино. В том же 1962 году фильм получил «Гран при» Венецианского кинофестиваля.
Подписаться на канал «КиноНытик»