«Какое такое лирическое отступление?» — спросите вы. Ведь, кажется, времена таких отступлений давно прошли. Они остались в эпохе Льва Толстого и Николая Гоголя, Виктора Гюго и Оноре де Бальзака.
Ничего подобного. И в современной литературе есть место для лирических отступлений.
Что это такое
Лирика есть не только в поэзии, но и в прозаических произведениях. А лиризм – это чувствительность, переживательность, мягкое поэтическое настроение, когда, например, хочется рыдать от умиления, глядя на капельку росы на цветке. Однако в литературе это понятие понимается более широко, как отражение личных переживаний, эмоций автора. И повод для этих переживаний может быть самый разный: от лунной дорожки на глади моря до проигрыша любимой партии на выборах.
Поэтому лирическое отступление может быть очень разным, но его особенность в том, что оно не связано с сюжетом. Это внесюжетный элемент книги — рассуждения автора о самых разных, как правило, именно ему интересных, вещах: о политике, о жизни, о гражданском долге, о красоте в том числе и природы.
Виды лирических отступлений
Учитывая разнообразие лирических отступлений, выделяют несколько их видов.
- Пейзажные зарисовки, как правило, атмосферные, то есть передающие не только красоту природы, но и настроение, чаще всего автора. Однако лучше, если описания природы работают и на эмоциональную атмосферу эпизода, сцены и романа в целом. Тогда это будет не только красиво, но и полезно.
- Философские рассуждения о смысле жизни, любви и верности, гражданском долге и т. д. Здесь степень лиричности всецело зависит от автора, но в любом случае отношение автора к теме они передают.
- Критико-публицистические отступления появляются, когда автору внезапно захочется поругать или высмеять общество, правительство, чиновников и дать им пару советов, как управлять государством и любить народ. Такие отступления были в моде в литературе XIX века, ведь «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Лиризм тут имеет место только, как переживание автора о судьбах народа, страны, общества. Но у хорошего автора и этот лиризм в тему. Помните знаменитую «птицу-тройку» у Н. В. Гоголя?
- Житейские мысли о всяком разном: от проблемы любви в браке до роли мытья посуды в жизни современной семьи и тяжёлой судьбы офисного работника. Хорошо, если такие «размыслизмы» как-то связаны с текстом книги, и эти ассоциации понятны читателю. Но ведь бывает, что автора просто понесло.
Вероятно, можно найти и другие виды лирических отступлений, например, в научной фантастике это может быть вдохновенный рассказ об устройстве тахионного двигателя, а в любовном романе — описание наряда героини или СПА-процедур.
Таким образом, лирические отступления в современных книгах есть. Возникает вопрос: насколько они нужны?
Зачем в книге лирические отступления
Думаю, вы неоднократно читали (в том числе и у меня), что отступления от основного содержания нежелательны, что любой чих персонажа должен работать на развитие сюжета, и любое дуновение ветерка создавать необходимую для повествования атмосферу. Всё, что к сюжету не относится — в топку, удалить и забыть.
Как же подобные утверждения коррелируют с лирическими отступлениями, ведь они внесюжетные элементы? Это же явное противоречие.
Ну, да. Противоречие. Наша жизнь вообще полна противоречий, а уж литература и тем более. А если серьёзно, то лирические отступления действительно к сюжету отношения не имеют, они не влияют на его развитие, но выполняют ряд функций. И это не только увеличение объёма произведения, хотя, что греха таить, некоторые авторы лирические отступления для этого и используют.
Как ни странно, это может показаться, но хорошая художественная книга — это не только сюжет. Она несёт разнообразную информацию, в том числе и эмоциональную, заставляет читателя задуматься над непростыми вопросами бытия. Да и автору хочется поделиться своими мыслями и чувствами, часто спонтанно возникающими, как ассоциации на происходящее в книге. А то и провести параллели между фантастическим миром своего произведения и реальностью.
Итак, функции лирических отступлений.
- Необходимость притормозить события. Бывает, сюжет настолько динамичный, что у читателя возникает потребность перевести дух, успокоить нервы и подготовиться к следующему рывку. В этом случае к месту описание пейзажа, интерьера, размышление о судьбе человека или что-то ещё.
- Общение. Лирическое отступление даёт возможность автору рассказать о своих мыслях и чувствах непосредственно читателям. Писатель это может сделать и опосредованно, через своих героев, но в лирическом отступлении личность автора раскрывается ярче, и он становится ближе к читателю. Такие «задушевные разговоры» (конечно, при достаточном литературном мастерстве) формируют позитивное отношение людей не только к книге, но и к её автору.
- Настройка читателя на правильное восприятие произведения. Хорошая книга многопланова, многослойна, поэтому некоторые читатели могут увидеть только верхний слой. Лирические отступления помогают заглянуть глубже, понять дополнительные смыслы, заложенные автором в произведении. Правда, здесь важно не скатиться в «объяснительство». Такое бывает, когда автор принимается дотошно рассказывать читателям, что он имел в виду. Это будет не лучший вариант лирического отступления.
- Дополнительная информация о мире, эпохе, исторических событиях. Такие отступления больше связаны с сюжетом книги и необходимы для создания более полного представления о нём. Ведь действия персонажей всегда вплетены в реальность, герои – это часть мира. В первую очередь, такие отступления нужны, конечно, в исторических романах, но не только.
Главное – не переборщить
Несмотря на допустимость и даже в ряде случаев важность лирических отступлений, увлекаться ими не стоит. Тут главное — чувство меры. Иначе роман превратится в сплошные лирические отступления, и сюжет за ним потеряется. Современные читатели это не оценят, первоначальный интерес быстро превратится в скуку.
Кстати, именно обилие лирических отступлений делает роман Л. Н. Толстого «Война и мир» тяжёлым для восприятия многих читателей, причём, не только современных. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» вообще почти одни отступления, но читатели его за это и ценят — сюжет-то там совсем незамысловатый. Однако современные авторы до уровня Толстого и Пушкина не дотягивают, поэтому часто увлечение лирическими отступлениями портит книгу в глазах читателей.
Уходы от сюжета в описания природы или собственных мыслей должны быть не только дозированы, но и к месту. А то иногда читаешь, как герой сражается с толпой врагов и во время очередного замаха мечом, автора пробивает на красочное описание кровавого заката. На целую страницу. Такое меня всегда приводит в недоумение.
Короче, как это часто бывает в жизни: отступления от сюжета делать нельзя, но если очень надо и хочется, то можно. Но осторожно.
Возможно, вам будут интересны статьи на схожие темы.
"Пейзаж в художественном тексте - это не лишнее".
"Хронотоп: время и пространство в художественном произведении"
"Вода в тексте с точки зрения литературного редактора"
"Полезная и вредная вода в художественном тексте"