Сегодня мы уже привыкли воспринимать имя Фёдора Шаляпина как имя нарицательное, как синоним величия и гениальности, могучим басом, поравняться с которым не стоит и мечтать. Чей артистический талант простёрся так высоко и широко, что не осталось и клочка земли, где бы его не знали и не уважали.
Всё это верно и справедливо. Шаляпин стал своего рода олицетворением России конца XIX века, сочетав в себе несколько художественных дарований, развитых до апогея, подкреплённых выразительным обликом (в том числе ростом, который составлял 196 см, что немало и в наши дни) и несгибаемым мужским характером. Он был символом России, которая погибла под пятой ХХ века.
Однако, такой глыбой Шаляпин был не всегда. Его путь начинался весьма прозаично. Он родился 13 февраля 1873 года в суконной слободе города Казань, на Рыбно-Рядской улице в доме купца Лисицына-Емелина. Его отец, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, сумевшим выучиться у барина грамоте и работавший переписчиком книг в местной земской конторе. Мать, Евдокия Михайловна, вела домашнее хозяйство. В ранние годы Шаляпина всё указывало на то, что он продолжит работу своего отца.
Однако, всё изменилось, когда в Казань приехала театральная труппа антрепренёра Медведева, на которую Шаляпину повезло проникнуть зайцем. Увиденное на сцене зрелище поразило Фёдора Ивановича до глубины души, однако, досмотреть спектакль ему не дали. Хитрость Шаляпина была раскрыта, и его, безбилетного, со свистом вышвырнули из театра. Отряхнув прах с брюк своих, Фёдор твёрдо решает стать артистом.
Но не всё у юного гиганта складывалось удачно. Его первые попытки на этом поприще можно охарактеризовать не иначе как противоречивыми. Шаляпин, время от времени выступавший в летних театрах с поэмами известных русских поэтов, испытывал чудовищные проблемы со сценической хореографией (точнее с её отсутствием) - совал руки в карманы, поворачивался к зрительному залу спиной и т.д. А помимо того имел обыкновение прямо во время выступления забывать текст.
И ладно бы просто забывать, ну забыл человек строчку, с кем, мало ли, не бывает? Но Шаляпин в такой ситуации без затей разводил руками прямо перед недоумевающей публикой, и убегал за кулисы освежать в памяти текст. В это время в зрительном зале нарастал гундёж, мол, какое хамство, где это видано, чтобы вот таким наглым образом забывать слова! И ладно бы это были разовые случаи. Фёдор мог во время выступления покидать сцену до 7-8ми раз. Как ни удивительно, публика к такой экстравагантности юного чтеца со временем стала относиться с пониманием, и даже наблюдать в этом некий артистический почерк.
Но всё же истинной страстью Шаляпина было пение. Пробуя свои силы в различных камерных хорах, и путешествуя по всей Российской Империи, пребывая в Тифлисе (сегодняшнем Тбилиси), Фёдор доходит до ручки, до самого нищенского безденежья. Очень удачно для юного вокалиста, в этот период на него обращает внимание некогда популярный оперный тенор и педагог по вокалу, Дмитрий Андреевич Усатов. Состоятельный мастер будет не только давать Фёдору безвозмездные уроки академического пения, но и кормить за своим столом, попутно давая казанскому юноше уроки светского этикета. Позднее Шаляпин будет вспоминать эти месяцы как важнейший период становления себя как певца и артиста.
Набравшись уверенности, в 1890м году Шаляпин отправляется в Уфу и устраивается в труппу С. Е Семёнова-Самарского. Большие роли, тем не менее, подающему надежды молодому басу давать совсем не спешили, что его не могло не огорчать. Как-то однажды случайно, али нет, накануне выступления заболевает бас, разыгрывающий в опере С. Монюшко "Галька" партию Стольника. Вечером накануне выступления дирижёр труппы приходит к Шаляпину с безнадёжной просьбой заменить заболевшего на роли Стольника, партии которого Шаляпин не знал, но тем не менее с готовностью ответил: "Это мы могём".
Шаляпин подписался на сложнейшее испытание, провал в котором мог грозить полным крахом карьеры, но по счастью напряженная ночь за партией Стольника принесла свои плоды. Свою роль в опере Шаляпин отыграл, хоть и не безупречно, тем не менее, успех был грандиозным.
На волне признания в Уфе, в 1893м году Шаляпин отправляется на поиски себя сначала в Москву, а затем и в Петроград. Там Шаляпин знакомится с широко известным в узких кругах драматическим актёром Мамонтом Викторовичем Дальским, который обратит внимание на его хромую хореографию и очумелые ручки, всё время оказывающиеся не там, где нужно. Нужные привычки Дальский прививает Шаляпину с помощью упражнения со спичкой, которую Шаляпин во время выступления должен был держать сначала в правой руке, затем в левой (и именно в этой последовательности).
Тяжелейшим трудом и фантастической удачливостью Фёдор Иванович Шаляпин пробил себе дорогу из глубочайшей бездны крестьянской нищеты на олимп оперного искусства. Он был приглашен в труппу Мариинского театра и блестяще исполнял там сложнейшие партии. Позднее он стал его руководителем. Человек, веривший в своё призвание и свою звезду.
Эпоха Шаляпина ушла и никогда не вернётся. Ничто не будет таким же, как сто лет назад, но хочется верить, что на свете бродит не один такой Шаляпин, и что любой человек может выполнить своё призвание, опираясь на поддержку нужных людей, веру в свои силы и призвав на помощь всю свою удачу.
Удачного дня!
Фотографии взяты с сайта https://commons.wikimedia.org/w/index.php?search=Shalyapin&title=Special:MediaSearch&type=image
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?search=Dmitri+Usatov&title=Special:MediaSearch&type=image