Найти в Дзене
Гафуров Фергат

Глубокое реформирование ВВС в 1939-м-величайшая афера 20 века

Перед самой войной была объявлена масштабная модернизация Военно-Воздушных сил СССР, с заменой существующего парка самолетов на абсолютно новые. При этом как эталон были взяты две машины: Ме-109 и пикирующий бомбардировщик Ю-87

Начнем с истребителя, именно здесь развернулась самая сильная баталия, с отжимом заводов и конструкторских бюро, плагиатом, удачным и откровенно халтурным(И-220,Сильванского). Но все же остановимся на тех самолетах , которые были приняты в серию или могли стать удачной заменой. МиГ-3 сразу убираем в сторону, совершенно гениальный самолет не имеющий аналогов и неоцененный по заслугам до сегодняшнего дня(немного об этом написано в статье "Третий истребитель лишний, но не МиГ). Заменить надо было И-16 рабочую лошадку ВВС, видевший свои взлеты и падения, но полностью адаптированный под ведение воздушного боя , с учетом технических возможностей советской промышленности, но об этом по ходу повествования. Итак кроме МиГ -3 конкурс выиграли вылизанные ЛаГГ-3 и Як-1, последний переделанный из спортивного самолета и облегченный сверх меры. Действительно на испытаниях показали прекрасные скорости, чем восхитили вождя, Яковлев даже из никому неизвестного конструктора скакнул в замнаркомы по новой технике.

А вот далее началась война и все это зализанное великолепие показало свое истинные возможности. Двигатели, зажатые в обтекаемые формы, грелись создавая ад в кабине самолета и теряя из-за перегрева мощности, свечи из-за низкого качества выходили и роняли с таким трудом достигнутые скорости, зимняя покраска известью и вовсе делала бесполезной былую лакировку. уплотнители не держали масло и оно забрызгивало фонарь и летчики практически постоянно летали с открытыми фонарями, что тоже не повышало скорости и аэродинамики. Оказалось эталонная надежность Ме-109, не в обтянутых формах, а в надежности и совершенстве ее систем. А что же Ишачок? А он от немцев получил прозвище"Крыса" за то, что вцепившись не отпускал. Терял также в мощности двигателя и скорости, из-за названных выше технических причин, но не теряя врожденную маневренность терзал лучших асов вермахта так, что приходилось им включая "форсаж" уходить восвояси, бросая на произвол судьбы хваленные Ю-87 и которые без прикрытия несли огромные потери. Немалые потери были от встречи с "КРЫСАМИ" и в элитных эскадрах немцев, доходившее до 30-50% личного состав. Командование эскадр Люфтваффе писала приказы о том, чтобы бросали рыцарские замашки и воевали нападая из под тишка(утрируя конечно, но смысл таков)

Возникает естественный вопрос: почему Лавочкин не модернизировал И-16,…установив новый двухрядный двигатель воздушного охлаждения или с водяным охлаждением, что добавило бы аптекаемости. Ответ прост-командование не приняло бы такой самолет, цель была глубокая модернизация и новые двигатели выделять никто бы не стал, хотя очень жаль-около 7-ми тысяч модернизированных И -16 могли сделать большое дело. Задняя центровка позволяла установить новый двигатель без особой переделки, но скорее всего его уникальные маневренные качества были бы утеряны. . Вот и крутился Поликарпов создавая Крысу номер 2, учитывая все новые достижения и низкое качество комплектующих(И-180 был как и И-16 без фонаря), пытаясь совместить маневренность и-16, скорость современных истребителей и максимальную адаптацию комплектующих базовой модели. То над чем молодым и шустрым не приходилось думать-главное было догнать эталон. Что из этого вышло написано выше.

Да позже с появлением новых и мощных двигателей удалось все же догнать Ме-109 , проиграв гонку реактивную, что и аукнулось в 1946-м, но главные виновники этой аферы остались за бортом процесса..

Штурмовики и бомбардировщики:

Ильюшин создает гениальный бронированный штурмовик Ил-2, но по массе не проходит под требования военных-по скорости, дальности и высоте, и тогда происходит еще одна афера-убирается кабина стрелка., хотя тот же эталонный Ю-87 имел данную кабину и еще Испания доказала в ее необходимости. И если бы конструктор авиадвигателей Микулин, плюнув на все иные разработки не сделал мощный низковысотный двигатель АМ-38, а потом и АМ-38ф(форсированный),позволивший установить кабину стрелка без потери основных ТТХ, трудно сказать чем закончилась бы для Ильюшина данная афера. Тем более в спину дышали конкуренты.

Не меньшая афера происходила в бомбардировочной авиации. На базе серийного СБ, что немаловажно, проектируется и уже запускается в серию переходный пикирующий бомбардировщик, (уже превосходящий Ю-87), далее следовала глубокая модернизация АР-2. В это же время проходит испытания ВИТ-1 Поликарпова, многоцелевой самолет, аналогичный Ю-88 и сравнимый с ним по своим показателям, а в ходе модернизации способный и превзойти его. Но далее производственной базой для Поликарпова назначают завод где производятся вышеназванные пикирующие СБ. Самолеты разного класса, но дополняющие друг друга. И в то же время на испытания выводят ПЕ-2 и классифицируют его как пикирующий бомбардировщик, хотя по многим критериям уступает вышеназванным самолетам и фактически без испытаний начинается его производство. Здесь похоже сработала рука товарища Берия, в КБ НКВД которого и проектировалась Пешка. В результате всю войну ВВС обходилась без пикирующего бомбардировщика, под который Пе-2 не совсем подходила, а как бомбардировщик уступал фактически всем
предсерийным и серийным бомбардировщикам. Но произвели их более 12 тысяч штук.

Был снят с производства К-12-многоцелевой бомбардировщик-бесхвостка разработки Калинина, чей потенциал был огромен. Не обошла сия афера и бомбардировщик Ту-2-прекрасно себя зарекомендовавший на войсковых испытаниях на фронте. Туполев по крупицам собирал завод в Омске из эвакуированных станков и оборудования, добавляя из местных заводов что можно было достать. Краны уговорил передать из порта. Но когда уже начинается серийное производство приходит приказ о перепрофилировании под выпуск Яков, хотя завод не был готов к выпуску металлических конструкций для истребителя. И завод выпустил после долгой реконструкции всего полторы тысячи истребителей. Стоило ли ломать копья ? А выпуск прекрасного бомбардировщика отложился на два года...

В 1946-м году проходит процесс по делу авиаторов, где одними из главных обвинений было низкое качество самолетов во время войны и отставание СССР в послевоенном строительстве современной авиационной техники. Все то чем обернулась крупнейшая афера ВВС СССР. Арестованы и осуждены были руководство ВВС и глава наркомата авиационной промышленности Шакурин..Но главные виновники избежали процесса, находясь в недосягаемых креслах в руководстве страны или находясь в любимчиках вождя, хотя имели прямое отношение к внедрению новой техники и новых разработок, и тормозили данные разработки перед войной и уже в ходе ее....

БИ-2-снят с производства в 1943-м так и не начавшись, и это в то самое время когда немецкие бомбардировщики и разведчики гуляли свободно по нашим глубоким тылам и фактически беспрепятственно бомбили города. Был разгромлен Горьковский автомобильный завод.

Холщевников еще в 1941-м году предложил проект комбинированного поршневого двигателя с осевым компрессором. проект начал реализовываться в КБ МИГ только в 1944-м году, после того как стало понятно что немцы на порядок опережают нас в реактивных разработках.

Истребитель и бомбардировщик Гудкова с турбокомпрессорным двигателями конструкции Люльки- закрыт в 1943- году при 70% готовности двигателя, осевой двухступенчатый компрессор прошел полный цикл испытаний. Двигатель должен был быть готов к началу 1944-го года. Уже после войны покупали двигатель в Англии и запускали производство крайне ненадежного и слабосильного трофейного двигателя ЮМО

И это мизерная часть тех проектов которые были загублены НКАП, где за систематизацию наработок и ее реализацию отвечал Яковлев. Систематизацию и тогда не приходилось бы разным конструкторам изобретать велосипед. Проект двухбалочного истребителя-перехватчика Д с задним расположением поршневого двигателя и расположением в балках прямоточных воздушно реактивных двигателей. Передовой проект со стреловидным крылом и мощным вооружением должен был достигать скорости 835 км. в час. Единственная проблема затормозившая реализацию самолета-покидание летчика в аварийной ситуации и опасность попадания на винт. В результате начались разработок различных вариантов катапультирования. Хотя проблема решалась вполне просто- существовала система мгновенной остановки двигателя, а синхронизатор позволял останавливать его в горизонтальном положении вписываясь в размеры балки. Но конструкторы об этом увы не знали и время было потеряно, а далее началась война и проект был объявлен несвоевременным. Но уже через год, когда стало понятно что Ме-109 догнать и перегнать не удалось и вместо того чтобы вытащить данный проект на свет, начались испытания истребителя Як с двигателями ПВРД, которые были слабоваты для тяжелого самолета, при этом подвешенные под крылом создавали дополнительное встречное сопротивление.В результате была полностью похоронена идея прямоточных двигателей на легких летательных аппаратах, что могли составить конкуренцию Ме-109 и самолетам соответственно Яковлева...

Победа досталась стране огромной ценой, но ее могли приблизить новые разработки, как приближали знаменитые "Катюши", залпом дав понять,что наступила новая эра-реактивная.