Найти в Дзене

Пока одни сомневались, у других антитела были да сплыли

Пандемическая волна захлестнула с головой. «Красные зоны» растут, как на дрожжах. Жертв коронавируса с каждым днём всё больше. В прививочных пунктах образовались очереди. Похоже, «отказники» осознали остроту ситуации и больше не хотят откладывать вакцинацию. Вот только пока одни сомневались, у других антитела были да сплыли, и получились «ножницы».

А тем временем опасный индийский штамм проверяет нас на прочность. Перебирает и молодых, и пожилых. В больницах пациенты лежат даже в коридорах. Тем, кто попал в реанимацию, прогнозов не дают. Типичная картина: пять дней невысокая температура, а потом резкое ухудшение, вплоть до ИВЛ. В социальных сетях пугающие сообщения. К примеру, актёр и музыкант Пётр Мамонов точно так же оказался на больничной койке. Его жена Ольга написала: «Неделю был дома. Лёгкое недомогание. Температуру мы сбили… А потом гляжу, ему совсем плохо. Надо было раньше врача вызвать. 87 процентов поражения лёгких».

— Человек может неделю хорошо себя чувствовать, никуда не обращаться. А потом за два-три часа происходит резкое нарастание дыхательной недостаточности. Это реакция организма — иммунный ответ, — поясняет врач-терапевт Лидия Шулимова. — При этом поражение лёгких за сутки может увеличиться с 20 до 70 процентов. Болезнь эта — редкая гадость. Остановить её непросто. Причём выстреливает сразу как минимум в семерых, оказавшихся рядом.

Моя подруга Ирина, которую новый штамм тоже не обошёл стороной (хотя с коронавирусом она уже встречалась), после выписки рассказала:

— В палате было много молодых. Кто стонал, кто плакал. До последнего не верила, что выберусь. Слава Богу... Никогда не думала, что просто дышать — уже счастье. Где заразилась, сама не знаю. Собиралась прививаться. И не успела.

А вот у сотрудницы нашего учреждения Инны (назовём её так), к счастью, всё обошлось. Термометр показал 37.1, но уже на следующий день была в полном порядке.

— Поначалу очень испугалась, — поделилась Инна. — Жутко стало: неужели прививка не сработала? Вакцинировалась пару месяцев назад, сдавала на антитела: они были высокими. Но, оказалось, зря паниковала. Вскоре стало понятно: защита всё-таки есть. В неё и упёрся вирус. Небольшая температура в течение суток — и больше ничего. Всем теперь говорю: противостоять индийскому штамму можно.

Согласно новым статистическим данным в числе обратившихся с симптомами ковида вакцинированных меньше одного процента. В основном те, кто переболел полгода назад или тогда же сделал прививку. Вирусы быстро эволюционируют и сразу находят слабые места.

Коллеги-журналисты, привившиеся в феврале, уже задумываются о ревакцинации. Наверняка и мне в недалёком будущем предстоит. Поэтому решила разузнать, что к чему, какие сведения уже имеются. Сегодня в качестве повторного укола предлагаются два варианта: первый компонент вакцины, которую получил изначально, либо любая другая. Также иммунологи утверждают, что уровень антител проверять не обязательно. Даже если их много, это ещё не гарантия, что вирус не проникнет, особенно, когда речь идёт об индийском штамме. За полгода иммунитет так или иначе снижается. Но даже если нет, вреда не будет — скорее польза. Защита только крепче.

-2

Стало быть, ревакцинация — перестраховочная мера: повышает титр антител. Для борьбы с индийским монстром их требуется гораздо больше. С обычным уханьским штаммом справиться было легче.

Наверняка недовольных такой перспективой сыщется немало. Будут и сторонники, и противники. Посыплются возмущения: вот, мол, попали! Теперь только руки для уколов подставляй! Ответила бы так: не исключено. Никто пока не знает, какой ценой человечество справится с этой заразой. И справится ли?

На последнем заседании координационного совета при Правительстве России министр здравоохранения Михаил Мурашко попытался всё расставить по своим местам. Объявил: прививаться нужно спустя полгода после перенесённого заболевания, и ревакцинироваться — через шесть месяцев после предыдущей вакцинации. Когда коллективный иммунитет будет выработан и ситуация стабилизируется — один раз в год.

Директор центра имени Н. Гамалеи Александр Гинцбург призвал не откладывать в долгий ящик, так как процент «тяжёлых и летальных случаев» за последнее время вырос в несколько раз. По его мнению, если в течение четырёх месяцев привить большую часть населения (70%), мы будем защищены. Ковид-19 постоянно мутирует, поэтому так важно иметь высокий титр антител, считает учёный.

Во всём мире есть люди, которые не желают прививаться. Много и тех, кто не против прививок в принципе, но считают коронавирус недостаточно серьёзным заболеванием. Понять их тоже можно. Слишком долго нам объясняли в центральных СМИ, что это обычное ОРВИ и не надо паники. Взять хотя бы популярную программу «Жить здорово» на первом канале. Сама видела, как Елена Малышева уверяла: ничего страшного, а чтобы вернулось обоняние, надо промывать нос солевым раствором. Всего-то!

-3

Думается, наступила пора подробно объяснить, какая болезнь к нам пришла. От гриппа погибают несколько сотен тысяч человек в год, а от коронавируса — несколько миллионов. Есть разница? Наверное, нужно на примерах показать, что такое «постковидный синдром», который длится достаточно долго — может быть всё, что угодно, любые сюрпризы. Людей следует заверить: вакцина реально поможет избежать тяжёлых осложнений и смертей. Это надо повторять и повторять, снимать научно-популярные ролики, приглашать компетентных специалистов, показывать на центральном ТВ.

Мне повезло, мои близкие хотели вакцинироваться. В семье никого не пришлось уговаривать. Поставила прививку и я, как только прошло полгода после болезни. На крайний случай сделала всё, что могла. Напомню, лекарства от коронавируса пока не существует, ещё не изобрели. Есть только симптоматическое лечение, далеко не безопасное. Но при обширном поражении и его будет мало. Подключат к ИВЛ, введут в медицинскую кому. Вам это надо?

Елена ЗОРИНА
Фото Валентина Гусева и из открытых источников